«Мастер и Маргарита» вышел на экраны в конце января 2024 года и быстро стал одним из самых кассовых фильмов в российской истории. The Moscow Times поговорила с режиссером фильма о его творческом процессе и о негативной реакции, с которой он столкнулся со стороны российских государственных защитников.
Андрей Мушник: Как вы впервые попали в этот проект?
Михаил Локшин: Мой первый фильм «Серебряные коньки» стал неожиданным хитом, несмотря на пандемию. Это был первый русскоязычный фильм, который подхватил Netflix. Он доступен более чем в 50 странах и хорошо работает. Одной этой новости было достаточно, чтобы возбудить интерес продюсеров.
Продюсеры уже много лет владели правами на «Мастера и Маргариту» и до этого работали над ним с другой командой, но проект рухнул еще на стадии сценария.
Продюсеры искали новый подход. В 2019 году ко мне обратились для презентации. Сначала я сказал: «Это одна из моих любимых книг, но экранизировать ее невозможно». Но я согласился разобраться.
Через месяц-два мы с соавтором Романом Кантором перечитали книгу, провели небольшое исследование, проконсультировались с учеными и пришли к концепции, которая переплела повествование книги с собственной историей Булгакова — писателя, написавшего роман.
Нам дали зеленый свет. В 2020 году мы написали сценарий, а в 2021 году сняли фильм. У нас были европейские и российские актеры, и мы снимали в России и Хорватии. Для производства такого размера все работало нормально. Universal Pictures взялась за распространение. Мы только начали освобождаться, когда Россия вторглась в Украину.
АМ: Что случилось с проектом после вторжения?
Мл: Фильм находился в подвешенном состоянии на год. Universal Pictures, как и другие зарубежные дистрибьюторы в России, отказалась от участия. Я делал политические заявления против войны и против режима, как и многие другие в то время. Я уже переехал в Лос-Анджелес в октябре 2021 года и планировал там редактировать фильм. Так что у меня не было причин подвергать себя цензуре в отношении новых российских законов о распространении «фейковой» информации.
Но эта ситуация стала проблемой для продюсеров фильма, большинство из которых живут в России. Таким образом, произошло сочетание отказа Universal Pictures, отсутствия ясности относительно распространения, моей политической позиции, а также тем фильма, которые были очень направлены против истеблишмента и против цензуры. Раньше это было нормально, но внезапно они стали очень опасными.
Продюсеры не понимали, смогут ли они закончить со мной фильм, даже если бы у них был бюджет, из-за моих политических заявлений. Так фильм был «отложен» примерно на год.
Было очень тяжело эмоционально. Я не был уверен, будет ли фильм закончен и выйдет ли он вообще. Я просто не знал.
В 2023 году по разным причинам продюсеры поняли, что должны закончить фильм вместе со мной, и моя позиция заключалась в том, что я ни в коем случае не буду подвергать фильм цензуре.
Это был смелый шаг со стороны продюсеров. Они пошли дальше, закончили фильм и чудесным образом смогли его выпустить. За полтора месяца до релиза мы не знали, разрешено ли нам это делать. Но то, что это был роман Булгакова, любимый роман и долгожданный фильм, позволило продюсерам преодолеть все барьеры и выпустить его.
АМ: Нападали ли вы лично?
Мл: Я этого не ожидал и было очень страшно. Как режиссер вы не ожидаете, что на вас лично нападут с угрозами и судимостью из-за снятого вами фильма.
Итак, с одной стороны это было страшно, но с другой стороны, нападения начались лишь через несколько дней после выхода фильма, а он уже имел успех. Это произошло потому, что фильм получил хорошие отзывы критиков и зрителей, и люди говорили о его важности и политических аспектах фильма. Именно тогда промоутеры увидели это и начали кампанию.
Началось с Telegram-каналов, потом перешло на государственное телевидение с Владимиром Соловьевым и остальными. Потом он пошел в Думу. Потом люди начали писать угрозы смертью. Это было действительно безумно и нервно.
Но в то же время я получал много поддержки и любви от фанатов. Так что был своего рода баланс.
На другом уровне я мог видеть иронию во всем этом, потому что именно об этом фильм: писатель подвергается цензуре, преследуется критиками и государство преследует писателя из-за того, что он пишет.
АМ: Можете ли вы рассказать об элементе цензуры в фильме и о том, как он связан с личной историей Булгакова?
Мл: Во-первых, «Мастер и Маргарита» незавершены. Итак, если вы вернетесь к более ранним вариантам, вы обнаружите, что Булгаков гораздо более откровенно высказывался о цензуре. Со временем он начал использовать то, что в России называют «эзоповым языком», чтобы скрыть то, о чем он говорил. Но речь по-прежнему шла о свободе творчества, отношениях художника и государства и авторитарной цензуре.
АМ: Но в отличие от вашего фильма, в романе мастер не арестован.
Мл: В фильме есть сцена, в которой Маргарита рассказывает мастеру о своей мечте о его пребывании в трудовых лагерях. Это прямо из книги. Далее в книге есть еще одна сцена, где г-н Бездомный рассказывает, что он делал перед психиатрической лечебницей, и упоминает, что «пуговицы у него оторваны от пальто», что является символом его присутствия на Лубянке.
Если прочитать более ранний вариант, то совершенно ясно, что мастера вывезли на Лубянку и продержали там три месяца. В более поздних версиях Булгаков удалил это, опасаясь, что оно никогда не будет опубликовано.
Самого Булгакова доставили на Лубянку и допросили. Он также дважды сжигал свою рукопись «Мастер и Маргарита», опасаясь, что спецслужбы придут его арестовать. У него было много друзей и коллег, которые были заключены в тюрьму и пропали без вести. «Плохая квартира» в романе, где пропадают люди, — отсылка к тому, что НКВД их арестовало и отправило в тюрьму.
АМ: Как возникло ваше видение футуристической и конструктивистской Москвы?
Мл: Это тоже вдохновило Булгакова. Если вы посмотрите на сцену Патриарших прудов, самую известную в книге, там есть трамвай, верно? А любой, кто живет в Москве, знает, что в районе Патриарших прудов трамваев нет. Никогда не было ни одного. Но были планы на это в будущем.
А если вы вернетесь к ранним изданиям Булгакова, вы найдете конкретную дату, когда произойдет эта сцена: 1 мая 1943 года, через 10 лет.
В ранних набросках много научной фантастики. Есть сцена, где дирижабли сражаются в воздухе в продолжающейся войне. По одной из версий, вся Москва горит в тотальной войне. Это то, что мы сделали в последней сцене фильма. Некоторые ученые полагают, что Булгаков предсказал грядущую войну. Этому есть разные объяснения.
АМ: Какие у вас планы на будущее?
мл: Я хочу продолжать делать что-то, что считаю значимым. Это важно для меня. Сейчас я не занимаюсь производством, но надеюсь начать в этом году.
АМ: Будут ли «Мастера и Маргариту» показывать за пределами России?
Мл: У нас нет подписанных контрактов, но я работаю над этим и надеюсь, что это произойдет.
…У нас есть небольшая просьба.
Как вы, возможно, слышали, The Moscow Times, независимый источник новостей с более чем 30-летним стажем, был несправедливо классифицирован российским правительством как «иностранный агент». Эта вопиющая попытка заставить замолчать наш голос является прямым посягательством на честность журналистики и ценности, которыми мы дорожим.
Мы, журналисты The Moscow Times, отказываемся молчать. Наша приверженность точному и объективному освещению событий в России остается неизменной. Но нам нужна ваша помощь, чтобы продолжить нашу важную миссию.
Его можно быстро настроить, и вы можете быть уверены, что каждый месяц оказываете большое влияние, поддерживая открытую, независимую журналистику. Спасибо.
Полный
«Первопроходец в социальных сетях. Музыкальный наркоман. Злой студент. Интроверт. Типичный любитель пива. Экстремальный веб-ниндзя. Телевизионный фанатик».
More Stories
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия
Фильмы по сказкам о принцессах, снятые в России
Общественная вещательная корпорация Онтарио не будет транслировать документы о российских солдатах из-за протеста TIFF