24 декабря, 2024

SolusNews.com

Последние новости

Война на Украине в пропагандистском стиле выходит на экраны российского кино. Будут ли люди смотреть?

Война на Украине в пропагандистском стиле выходит на экраны российского кино.  Будут ли люди смотреть?

ТАЛЛИНН, Эстония (AP) – Фильм о скрипаче из Бельгии, который приезжает в Киев выступать. На дворе февраль 2022 года, и его путь переворачивается с ног на голову, когда Россия начинает бомбить Украину.

ТАЛЛИНН, Эстония (AP) – Фильм о скрипаче из Бельгии, который приезжает в Киев выступать. На дворе февраль 2022 года, и его путь переворачивается с ног на голову, когда Россия начинает бомбить Украину. Художник пережил серию «бесчеловечных преступлений и кровавых провокаций, совершенных украинскими националистами» и готов рассказать миру, «как это было на самом деле».

«Свидетель» — государственная драма, премьера которой состоялась в России 17 августа, — первый художественный фильм о 18-месячном вторжении. В нем украинские силы изображаются как жестокие неонацисты, которые пытают и убивают свой народ. На одном из них футболка с изображением Гитлера. Также в фильме маленький сын главного героя спрашивает: «Разве Украина не Россия?»

Это история, которую Кремль продвигает с первых дней войны, и все это обернуто в кино.

Релиз фильма «Свидетель» состоялся после того, как российские власти объявили о плане увеличить производство фильмов, прославляющих действия Москвы в Украине.

Но в век информации в режиме реального времени и дезинформации в военное и другие времена возникает большой вопрос, привлекут ли такие фильмы зрителей. Подобные фильмы были кассовыми катастрофами. Кроме того, социологи говорят, что общественный интерес к наблюдению за войной ослаб, и люди в наши дни хотят избежать мрачных новостей, приходящих из Украины.

«Мы регулярно слышим (от респондентов опроса), что это огромное давление, огромная боль», — говорит Денис Волков, директор Левада-центра, крупнейшего независимого социологического агентства в России. Он говорит, что некоторые россияне настаивают, что они «не обсуждают, не смотрят и не слушают» новости об Украине, пытаясь справиться с ситуацией.

Контроль над имиджами был обычной чертой диктатур. Пропагандистские фильмы производились в Советском Союзе, нацистской Германии и Италии при Бенито Муссолини, а также в Северной Корее и на Ближнем Востоке. Сегодня в России власти открыто заявляют о своем намерении вывести войну на Украине – или, скорее, российский нарратив вокруг нее – на большой экран.

Президент России Владимир Путин поручил Министерству культуры обеспечить показ документальных фильмов о «специальной военной операции», как Кремль называет войну на Украине. Министерство также уделило приоритетное внимание темам при выделении государственного финансирования фильмов, в том числе «героизму и самоотверженности русских воинов» на Украине и «борьбе с современными проявлениями нацистской и фашистской идеологии» — ложное обвинение, которое Путин выдвигает в адрес киевских лидеров.

Объем государственного финансирования, которым российские кинематографисты могут воспользоваться в этом году, выше, чем когда-либо: 30 миллиардов рублей (около 320 миллионов долларов). Это ключевая часть сегодняшней отрасли, которая на протяжении многих лет сильно зависела от государственного финансирования.

Российский кинокритик Антон Долин описывает его как «злой режим, когда государство является главным и самым богатым производителем в стране». Долин отмечает, что все фильмы должны получить лицензию на показ в Министерстве культуры. Так что «механизмы надзора» работают даже для тех, кто не берет деньги у правительства.

Но это не значит, что российские кинематографисты, получающие государственное финансирование, всегда занимаются пропагандой. Есть еще «очень хорошее кино», говорит критик и культуролог Юрий Саприкин.

Некоторые номинанты на «Оскар» из России получили государственное финансирование. Были и другие отечественные хиты: популярные исторические драмы, научно-фантастические блокбастеры и картины о легендарных советских спортсменах.

После непродолжительной войны России с Грузией в 2008 году российское государственное телевидение показало фильм, отражающий версию Москвы о том, как ее сосед начал конфликт. Его история чем-то похожа на историю «Свидетеля»: инопланетянин становится свидетелем начала войны и отправляется на миссию по донесению истины до мира.

После незаконной аннексии Крыма в 2014 году кремлевские сюжеты распространились в кинотеатрах. Государственные СМИ активно продвигали два фильма, финансируемых государством: фильм 2017 года «Крым» оправдывал захват полуострова Москвой, показывая, как украинцы жестоко избивают и убивают своих граждан; Спонсируемая государством романтическая комедия 2018 года была посвящена любимому проекту Путина — мосту, соединяющему Крым с материком, — и изображала местных жителей, процветающих под властью России. Оба в конечном итоге потерпели неудачу в прокате.

В то время у русских была альтернатива: голливудские фильмы, которые всегда были более успешными. Настолько, что российские власти в какой-то момент стали откладывать выпуск успешных голливудских фильмов, совпадающих с местными фильмами, которые они хотели добиться.

«Любой фильм «Человек-паук», любой фильм Marvel, любой фильм «Звездных войн», любой американский фильм заработал состояние в России», — сказал Иван Филиппов, исполнительный креативный директор AR Content, продюсерской компании знаменитого кинопродюсера Александра Роднянского.

В целом российская индустрия на протяжении многих лет проявляла мало интереса к производству пропагандистских фильмов о московском конфликте на Украине: из сотен фильмов, выпускаемых в России каждый год, только около дюжины с 2014 года были посвящены этой теме, сказал Филиппов.

Он ожидает, что это число будет расти, и указывает на то, что помимо «Свидетеля» в разработке находятся еще два. Один из них рассказывает о московском художнике, который решает присоединиться к поддерживаемому Кремлем сепаратистскому мятежу на востоке Украины. Другая история вращается вокруг российских сил, пытающихся спасти группу индийских студентов, захваченных «националистами» в украинском городе, в то время как разворачивается «специальная военная операция» Москвы.

После того, как в прошлом году крупные голливудские студии прекратили свою деятельность в России, конкуренция уже не такая жесткая, хотя некоторые успешные фильмы все еще транслируются в виде пиратских копий, а также доступны зарубежные фильмы.

Но и другие российские фильмы пользуются большой популярностью у кинозрителей. Красочная сказка с участием популярного советского мультипликационного героя, вышедшая в этом году в новогодние праздники, собрала почти 7 миллиардов рублей (74 миллиона долларов) против 850 миллионов рублей (около 9 миллионов долларов), потраченных на ее производство.

Филиппов говорит, что никто в отрасли не мог себе представить такой прибыли, и кинематографисты следуют этому примеру, переделывая советскую классику и обращаясь к сказкам. Он говорит, что россияне «не хотят смотреть (фильмы) о войне» — к такому выводу пришла киноиндустрия.

Премьера «Свидетеля» состоялась в России без особой помпы. В московском кинотеатре дождливым воскресным днем ​​на прошлой неделе почти дюжина кинозрителей заявили, что пришли посмотреть другие фильмы, кроме «Свидетеля», хотя некоторые заявили, что планируют посмотреть его в какой-то момент. За первые выходные он собрал чуть более 6,7 миллиона рублей — или около 70 тысяч долларов.

В этом нет ничего удивительного, если вы спросите Рут Бен-Гиат, профессора истории Нью-Йоркского университета, изучающую авторитаризм и пропаганду.

Когда диктатор обороняется и ведет войну, а дела идут не очень хорошо, фильмы, снятые в целях идеологической обработки, «часто не очень хороши», говорит она.

___

Сценарист Associated Press Джейк Койл из Нью-Йорка.

Даша Литвинова, Associated Press