Представляет Йельский литературовед и историк Владимир Александров. Черный русский— его новая биография забытого афроамериканца, прожившего необыкновенную жизнь в России и Турции в начале ХХ века.
История этой книги началась шесть лет назад, когда я прочитал предложение, изменившее мою жизнь.
Я читал воспоминания Александра Вертинского, певца, пользовавшегося огромной популярностью в дореволюционной России и Европе 1920-х годов, когда наткнулся на наблюдение, которое заставило меня задуматься. Вертинский описал, как он бежал от большевиков на юге России в 1920 году и высадился в Константинополе, где начал петь в парке развлечений, принадлежавшем, по его словам, знаменитому русскому негру Федору Федоровичу Фоме, владельцу знаменитого «Максима» в Москва.»
Я был так удивлен, что отложил книгу. Я никогда не слышал об этом «Томасе», и мысль о том, что чернокожий мужчина с русским именем и фамилией владеет развлекательным заведением в дореволюционной Москве, казалась крайне маловероятной. Я знал, что люди африканского происхождения всегда были большой редкостью в царской России. Действительно, самый известный чернокожий человек, Абрам Ганнибал, жил в XVIII веке (и его помнят во многом потому, что он был предшественником Александра Пушкина, великого русского писателя-патриота). Хорошо задокументированные визиты известных чернокожих американцев, таких как писатели Клод Маккей и Лэнгстон Хьюз или актер и певец Поль Робсон, произошли лишь спустя годы после советской эпохи.
Кто такой Фёдор Фёдорович Фома и откуда он родом? Почему он поехал в Россию? Как он там процветал и достиг славы и владения? Как россияне отреагировали на то, что он был черным? Как он оказался в Константинополе? Почему это забыли?
Я начал рыться в богатых фондах Йельской библиотеки, но после долгих усилий нашел очень мало — всего полдюжины кратких, противоречивых упоминаний об этом «Томасе». Однако к тому времени меня уже зацепило. Мне также повезло получить годичный творческий отпуск, который я решил полностью посвятить выяснению того, кем был этот загадочный человек. В конечном итоге мне пришлось провести исследование в лабиринте архивов и библиотек США, России, Франции, Англии и Турции. То, что я нашел, намного превзошло мои ожидания.
Настоящее имя этого человека было Фредерик Брюс Томас, и он родился в 1872 году у бывших родителей в округе Коахома, штат Миссисипи. Крылья ему явно достались от родителей, особенных людей, чья жизнь была отмечена выдающимися достижениями. Во-первых, они приобрели ферму площадью двести акров в 1869 году, в то время, когда большая часть земли в этой части Юга принадлежала горстке белых семей и подавляющему большинству чернокожих, составлявших три семьи. четверти населения. У населения нет ничего. Родители Томаса также примечательны тем, что в 1879 году они пожертвовали землю для основания одной из первых африканских методистских епископальных церквей в этом районе. Именно здесь Томас начал приобретать основы образования, что также было исключительным опытом в то время, когда большинство чернокожих были неграмотными.
Однако, поскольку семья Томас жила в Дельте, называемой самым южным местом на Земле, их слава также погубила их. В 1886 году богатый белый фермер, возмущенный их успехом, попытался украсть их землю. Поначалу семья Томаса давала отпор в суде, что было крайне мужественно и совершенно нехарактерно для чернокожих. Еще более удивительно то, что команда Томаса выиграла первый раунд. Но когда в 1890 году фермер подал апелляцию в Верховный суд штата Миссисипи, семья Томас решила, что разумнее будет уйти от опасности и переехать в Мемфис. Там случилась вторая трагедия: отец Фредерика был зверски убит, и семья распалась.
Каждый шаг Фредерика Томаса после этого был исключительным для чернокожего американца. За несколько десятилетий до начала Великой миграции он покинул Юг и отправился в Чикаго, а затем в Бруклин, где в конце девятнадцатого века проживало небольшое чернокожее население. В поисках большей свободы он отправился в Европу в 1894 году, за несколько десятилетий до того, как некоторые чернокожие американцы начали искать убежища в Париже. В 1899 году, пересек континент, овладев французским языком и отточив навыки официанта и официанта, он нанял сопровождать дворянина в Россию. В Москве до революции на постоянное население, превышающее миллион человек, насчитывалось едва ли не более дюжины постоянных чернокожих жителей.
Карьера Томаса в Москве оказалась более успешной, чем он или кто-либо другой мог себе представить. Он не нашел там, как он выразился, «никакой цветовой линии» и за десять лет прошел путь от официанта до управляющего отелем, до старшего помощника владельца самого высококлассного ресторана города — знаменитого «Яра». «, любимец миллионеров, великих князей и Григория Распутина, экстраординарного злого гения императорской России. Фома был настолько искусен в своей работе и зарабатывал так много денег на щедрых чаевых, что в 1911 году он и два русских партнера арендовали большой парк развлечений под названием «Аквариум» недалеко от центра города, который недавно рухнул. За год компания «Томас и компания» превратила его в одно из самых успешных мест популярных театральных развлечений в Москве, и эту позицию он занимал до революции. В 1912 году Томас реинвестировал свою прибыль в театр-варьете в центре, который он назвал «Максим» и который также сразу же стал фаворитом среди полуночников в Москве. Время от времени американские туристы, проезжавшие через Россию во время своих европейских турне, сообщали о своем удивлении, когда возвращались домой. они столкнулись с «благополучным» и «украшенным бриллиантами» чернокожим американцем «В такой неожиданной ситуации.
Если бы не большевистская революция 1917 года, Фредерик Томас счастливо провел бы остаток своей жизни в своей новой стране. Он женился дважды, завел любовницу, ставшую его третьей женой, и имел пятерых детей. Он также получил российское гражданство, возможно, первый чернокожий американец, когда-либо сделавший это. Когда началась Великая война и было объявлено эмбарго, Томас, как и американские контрабандисты шесть лет спустя, нажился. Он заработал так много денег, что смог купить прекрасную виллу в Одессе и группу инвестиционных объектов в Москве. Но когда большевики захватили власть, американский иммигрант из дельты Миссисипи внезапно обнаружил, что оказался на неправильной стороне истории. Он преодолел свое прежнее притеснение, будучи чернокожим в Соединенных Штатах, потому что стал богатым, и ничто не могло облегчить этот классовый «грех».
Чтобы спастись, Томас бежал из Советской России. В 1919 году, спасаясь от ужасных опасностей, ему удалось добраться до Константинополя с большей частью своей семьи. Хоть он и потерял все свое богатство, через три месяца после приезда он открыл парк развлечений на окраине города. Поначалу его почти топят долги, но благодаря настойчивости, воображению и хитрости он побеждает и вскоре становится самым известным владельцем ночного клуба города. Он также был первым, кто импортировал джазовую музыку в Турцию, и ее популярность среди жителей города и стай богатых туристов закрепила его успех и снова сделала его богатым.
Однако после побега из России Томас так и не освободился от бремени расы, что и погубило его. Турков цвет его кожи не имел значения; Османская империя была расово неоднородной и не растворила мир, как это сделала белая Америка. Но Томас не мог избежать общения с дипломатами в Генеральном консульстве США в Константинополе или с их расистскими боссами в Госдепартаменте. Когда он больше всего нуждался в их помощи, они отказались признать его американцем и предоставить ему юридическую защиту. Покинутый Соединенными Штатами и оказавшийся между ксенофобией новой Турецкой Республики и собственной расточительностью, для него настали тяжелые времена, он был брошен в долговую тюрьму и умер в Константинополе в 1928 году.
В начале двадцатого века белая Америка не была заинтересована в прославлении достижений чернокожих. Это главная причина, по которой Фредерик Брюс Томас был практически забыт. Очень немногие американские газеты заметили его смерть. Тот, кто это сделал, был Газета «Нью-Йорк Таймс8 июля 1928 года он назвал его в статье о Константинополе покойным «султаном джаза».
«Первопроходец в социальных сетях. Музыкальный наркоман. Злой студент. Интроверт. Типичный любитель пива. Экстремальный веб-ниндзя. Телевизионный фанатик».
More Stories
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия
Фильмы по сказкам о принцессах, снятые в России
Общественная вещательная корпорация Онтарио не будет транслировать документы о российских солдатах из-за протеста TIFF