26 декабря, 2024

SolusNews.com

Последние новости

Запрет на саха-фильмы сигнализирует о неопределенном будущем российской региональной киноиндустрии

Запрет на саха-фильмы сигнализирует о неопределенном будущем российской региональной киноиндустрии

Уже почти два месяца российские киноманы вовлечены в публичные дебаты о судьбе «Айты», отмеченного наградами триллера якутского режиссера Степана Бурнашева.

Кремль фактически запретил этот фильм в сентябре прошлого года, что вызвало широкое общественное недовольство и вызвало множество опасений за будущее региональной киноиндустрии.

В последнем развитии событий член президентской комиссии по межнациональным отношениям Александр Дюков на прошлой неделе охарактеризовал фильм «Айта» как «образцовое национальное кино».

«Это прекрасный пример националистического фильма, снятого в этнократической республике, где уже произошли молчаливые этнические чистки: за 30 лет количество русских сократилось [living in Yakutia] уменьшилось на «Ровно половина», Дюков книги Более 18 000 подписчиков в Telegram.

«Айта», ставший самым кассовым фильмом всех времен в Дальневосточной Республике Саха (Якутия), рассказывает историю противостояния коренных жителей якутской деревни и русского полицейского, ошибочно обвиненного в изнасиловании и убийство местного жителя. Девушка.

Хотя сам Бурнашев Он сказал «Айта» — это предостерегающая история об опасностях сохранения этнических и расовых предрассудков и поощрения разногласий по этническому признаку. Российские правительственные регулирующие органы обнаружили в фильме следы «вредной информации, несовместимой с принципами единства этнических групп в России».

В сентябре фильм Бурнашев Удаление Со всех российских онлайн-платформ по заказу государственного регулятора СМИ Роскомнадзора, Министерства культуры России. Отмена — отменить Лицензия на кинопрокат.

«Люди в Якутии крайне возмущены необоснованными обвинениями в гипернационализме и попытках маргинализировать всю нацию», — сказала Саргелана Кондакова, соучредитель крупнейшего в регионе антивоенного движения, Фонда «Свободная Якутия».

«Кино Якутии — важная часть нашей культуры», — сказала Кондакова The Moscow Times. «Именно якутские фильмы, а не американские или российские, собирают полную аудиторию в местных кинотеатрах. Это фильмы о нас и на сахаском языке».

Якутия не прогибается под давлением. «Якутск Вечерний», одно из крупнейших изданий Республики Саха, Он ответил запретить Роскомнадзору специальный выпуск под названием «Роскомпозор» — игру слов, сочетающую в себе название органа по надзору за СМИ и русское слово, означающее «позор».

Союзник Кремля президент республики Айсен Николаев выступил с публичным заявлением в поддержку фильма «Айта» и еще одного фильма под названием «Кандидет». Это был «Кандидат», комедийный фильм, который тоже производился в Якутии. отказаться Лицензия на распространение за предполагаемое нарушение закона страны о пропаганде геев путем показа женского персонажа в исполнении актера-мужчины.

«Сегодня мы действительно становимся творческими [our own] киноиндустрия…[Some people] Нас начали хвалить и уважать, а другие начали бояться. «Принимаются меры по ограничению охвата нашего кино», — сказал Николаев о запрете в телеобращении. интервью.

Поскольку подавляющее большинство денег и ресурсов сконцентрировано в Москве, киноиндустрия в большинстве российских регионов и национальных республик остается в значительной степени слаборазвитой.

Но Якутия стала заметным исключением из этого правила. Несмотря на скромные бюджеты и частое использование непрофессиональных актеров, фильмы, снятые в Сакхавуде, были хорошо приняты на ряде международных кинофестивалей, в том числе в Южной Корее, Японии, Канаде, Финляндии и Скандинавии.

Режиссер Степан Бурнашев.  Степан Бурнашев/Instagram
Режиссер Степан Бурнашев.
Степан Бурнашев/Instagram

«В местах [outside Moscow] «Все движется медленнее, сложностей становится больше, в том числе с обеспечением финансирования и наймом съемочной группы… Каждый раз приходится все строить с нуля», — говорит Ильшат Рахимбай, продюсер и режиссер из Российской Республики Татарстан.

«С этой точки зрения все, что происходит в регионах, является формой героизма — в том числе то, что мы сделали с Николаем или то, что делают люди в Якутии или Башкортостане. Люди там в десять раз сильнее и храбрее москвичей», — добавил Рахимбай.

После постановки психологического триллера «Миколай», получившего наибольшее внимание в этом году, Рахимбай по праву считается пионером киноиндустрии в родном Татарстане.

«Миколай», повествующий о пожилом мужчине из села Кряшен (татаро-православный) в Татарстане, — редкий региональный фильм с участием известных российских актеров, снятый при участии известного российско-казахстанского кинорежиссера Тимура Бекмамбетова.

Чтобы закончить свою первую работу с общим бюджетом около 20 миллионов рублей (216 000 долларов США), Рахимбай запустил краудфандинговую кампанию и влез в долги по потребительскому кредиту, покрывающему более четверти общего бюджета фильма.

«Отказаться от съемок Микулая было невозможно. У меня было ощущение, что я умру, если не сделаю этого», — сказал Рахимбай The Moscow Times.

Но отсутствие финансирования было не единственной проблемой, с которой столкнулся молодой режиссер.

Активисты творчества снова и снова Он выразил Их недовольство работой Рахимбая и в сентябре Запрошено Власти Татарстана лишили компанию Николая лицензии на распространение. Они утверждают, что сюжет фильма нарушает российское законодательство, которое предусматривает уголовную ответственность за «оскорбление чувств верующих».

К счастью для Рахимбая, татарские и российские власти пока не отреагировали на требования Кряшина.

«У нас, конечно, не было намерения оскорбить какую-либо этническую группу или выставить ее членов в негативном свете. «Мы создатели фильма, и мы рассказываем историю… чтобы позволить зрителям пережить определенный набор эмоций», — сказал Рахимбай.

По мнению киноэксперта и теоретика деколонизации Миши Яковлева, недавний запрет на фильмы, произведенные в Сахе, и попытка подвергнуть цензуре фильм «Миколай» означают, что Кремль, вероятно, уделяет все больше внимания событиям в регионах на предмет потенциальных угроз режиму.

Еще из "Миколай"
Кадр из фильма «Миколай»

«Я думаю, что эти фильмы — как на русском, так и на языках коренных народов — подталкивают людей к размышлению о своей коренной культуре. Это, в свою очередь, угрожает российскому монокультурализму», — заявил Яковлев газете «Moscow Times». «Якутские фильмы, например, показывают альтернативу коренная культура, которая «сейчас находится под пристальным наблюдением Кремля».

Мнение Яковлева поддержала Кондакова из «Свободной Якутии», которая утверждает, что запрет на якутские фильмы — это не что иное, как «преднамеренное подавление», направленное на то, чтобы «не дать людям задуматься о своей жизни» и «задавать неудобные вопросы».

«Айта», например, поднимает много важных социальных вопросов, это очень честное изображение жизни обычного села в Якутии: постройки советских времен, камины, в доме нет газа, нет моста. [over the river]- сказала Кондакова.

«Кандидат» — это еще и политический фильм. «Он высмеивает идею проведения выборов в России сегодня», — добавила она.

И Яковлев, и Кондакова считают, что последние события указывают на темные времена для региональной киноиндустрии. Они опасаются, что новая реальность будет напоминать реальность советской эпохи: строгая цензура независимых фильмов и увеличение количества финансируемых государством пропагандистских фильмов, в том числе на языках оригинала.

Но не все верят, что запрет «Айты» и «Кандидета» является частью целенаправленной кампании репрессий против нерусской культуры в России.

«Есть много фильмов российского производства, которым по тем или иным причинам было отказано в лицензии на показ», — сказал уроженец Якутии режиссер Владимир Монкоев. чей фильм «Нуучча» завоевал множество наград в России и за рубежом После этого на экранах в России его не показывали. Обвиняемый От разжигания ненависти к России.

«Все фильмы в России находятся под давлением», — сказал Монкоев.