Ожидайте неожиданностей в новом полнометражном фильме российского режиссера Андрея Звягинцева. Он структурирован как триллер с накоплением психологического напряжения и все более зловещей атмосферой. Но Звягинцев стремится предложить более глубокую эмоциональную сложность, чем позволяет стандартная формула триллера, и его результаты шокируют, неубедительны и совершенно убедительны.
Андрей (Владимир Гарин), растрепанный юноша лет 15, и его младший брат Иван (Иван Добронравов) проживают бесцельное детство в отдаленном, пустом месте на окраине постсоветской России. Однажды мать сообщает им, что вернулся давно отсутствовавший отец, человек, которого они знают только по старой семейной фотографии. Отец (Константин Лавроненко) груб, нелюдим и агрессивен, мать и бабушка очень расстроены его возвращением, и оба мальчика не знают, что и думать.
Когда отец внезапно берет мальчиков на рыбалку или в поход, юному Андре изо всех сил приходится терпеть и адаптироваться, а также делать вид, что семья снова вместе. Но юный Иван более подозрителен: он приставает к своему своенравному отцу в поисках ответов, напрягая пределы своих сил и терпения, поскольку путешествие растягивается на дополнительные дни и проходит через незнакомую физическую и психологическую местность, вдали от безопасного мира, который знают два мальчика.
Действие истории разворачивается в постиндустриальном мире, где ландшафт представляет собой почти научно-фантастическую пустошь: цвета тусклые, ландшафт обширен, уныл, поросшие кустарником равнины, перемежающиеся небольшими скоплениями промышленного жилья – бетонные блоки, колючие — проволочные заборы, гофрированный пластик, И извилистая металлическая лестница, никуда не ведущая. Кажется, что дети вообще не окружены людьми, и по мере того, как их путешествие приводит их к краю материка и через воду к небольшому необитаемому острову, чувство изоляции мальчиков становится полным.
Почти вся история рассказана с точки зрения мальчиков (две короткие сцены, которые ретроспективно не кажутся намеренно вводящими в заблуждение, — единственная ошибка режиссера). Зрители полностью сочувствуют растущим страхам мальчиков, за что Звягинцев может поблагодарить своих двух прекрасных молодых актеров, Гарина, одновременно жесткого и нежного, и молодого Добронравова, чье вечное хмурое выражение лица представляет собой самый символичный образ фильма.
Есть несколько вариантов развития истории в типичном голливудском триллере, но попытки угадать Звягинцева и разгадать «тайну» приведут лишь к разочарованию. Зрителям, ищущим организованное решение, лучше поискать в другом месте. По этому пути должны пойти те, кто осмелится думать о непредсказуемом.
Возвращаться (3 звезды)
Режиссер Андрей Звягинцев
чемпионат Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко
(Без рейтинга, 106 минут.)
На русском языке с английскими субтитрами.
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия