Кинофестивали, которые хотят сохранить свою независимость и целостность в мире, где многие с радостью их использовали бы, сталкиваются с множеством острых проблем, заявила группа профессионалов отрасли на 26-м Международном фестивале документального кино имени Г.Главы.
Недавние дебаты о том, должны ли фестивали запрещать фильмы из России, как публично призвала группа украинских режиссеров, являются лишь одним из примеров дилеммы, говорят международные фестивальные программисты.
Но уже одно это противоречие привело к разногласиям среди тех, кто выбирает фестивальные фильмы для заработка: должны ли они отвергать фильмы, финансируемые исключительно за счет российских государственных средств? Или совместные производства, в которых партнером является российское государство? Или только те, которые были подкреплены российскими деньгами после вторжения на Украину в феврале? Должны ли они также запретить работы российских диссидентов?
Виктории Лещенко, программному директору кинофестиваля по правам человека Docudays UA в Украине и профессионалу с 10-летним опытом фестивального менеджмента, пришлось внимательно взвесить эти аргументы.
«Русскую культуру, конечно, нельзя отменить», — говорит она, но в то же время говорит: «Хорошо приостановить это сотрудничество до окончания войны».
Она добавляет, что Лещенко не убеждена в приемлемости показа фильмов российских диссидентов, проживающих за пределами страны. Она говорит, что «российские элиты», как она их называет, покидают свою страну и протестуют за рубежом. «Мы действительно думаем, что это не поможет».
Синтия Гилл, сокоординатор программы «Артистические различия» и консультант по документам программы «Две недели режиссеров в Каннах», возражает, что поддержка диссидентов всех мастей является «важной» ролью для кинофестивалей.
Более того, запрет спорных фильмов не всегда полезен. «Большие действия с благими намерениями» могут стать драматическим заявлением, говорит она, но создается впечатление, что культура отмены «хороша только для Facebook и Twitter на неделю».
Гилл говорит, что нужно больше смелости, чтобы открыто обратиться к этому противоречию. «Открытые раны должны оставаться открытыми», — говорит она, и важно продолжать вести трудные дискуссии, потому что они лучше, чем «странный мир под пузырчатой пленкой».
Но дискуссию следует рассматривать отдельно от продвижения фильма или его создателей, говорят программисты фестиваля. «Я не уверен, что стал бы выставлять на конкурс российский фильм», — признается Гил, потому что в некоторых случаях «награды значат больше, чем фильм».
Президент Йиглавы Марек Говорка говорит, что вопрос о том, следует ли демонстрировать российские фильмы на фестивале, если таковые имеются, был предметом интенсивных дебатов среди его коллег, назвав украинский призыв запретить фильмы «самым сильным призывом за последние годы».
Он добавляет: «Все кураторы должны разобраться в этом вопросе и определить свою позицию». Говорка отмечает, что темы обсуждаемых фильмов нельзя исключать из рассмотрения. «Если мы найдем фильм российского режиссера, который принесет новый контекст, мы выиграем».
Говорка признает важность санкций перед лицом внутренней российской пропаганды, которая пытается убедить граждан, «что ничего не происходит». Когда мы ощущаем воздействие санкций, говорит он, это говорит тем же россиянам, что «что-то не так».
Ветон Нурколари, художественный руководитель фестиваля «Дуковест» в Косово, согласен с тем, что санкции важны, но отмечает, что кинофестивали имеют ограниченное влияние на национальную политику. «Гораздо важнее не допустить, чтобы россияне играли в футбол», — говорит он. «Тогда мир увидит».
Еще одна этическая дилемма, с которой сталкиваются фестивали, — показывать ли фильмы, режиссеры которых подверглись критике в СМИ, говорят программисты. Примером фестиваля в Йиглаве этого года является фильм Ульриха Зайдля «Спарта», который вызвал споры после того, как немецкая газета опубликовала статью, в которой говорится, что режиссер эксплуатировал детей в Румынии, снимая их обнаженными.
Говорка говорит, что Йиглава решил показать фильм, после чего последовала дискуссия на тему эксплуатации.
Гейл говорит, что вопросы, поднятые в этом споре, выходят далеко за рамки одного из фильмов Зайделя, ссылаясь на «колониальную традицию кино», в которой «богатые белые страны снимают фильмы в менее богатых, менее белых странах», во многих случаях проявляя мало деликатности. и достоинство личности. Граждане там. Она описала эту проблему как системную проблему и отметила, что культура отмены мало что изменит.
Кинофестивали могут иметь больше влияния через лоббирование, чем через решения о показе, говорит Гилл, отмечая, что бедные страны часто предлагают стимулы для съемок, чтобы привлечь съемочные группы для инвестиций, но это не всегда справедливо по отношению к местным жителям. Кинофестивали могут сыграть роль в формировании стимулов, которые сделают их более справедливыми и предотвратят эксплуатацию.
«Первопроходец в социальных сетях. Музыкальный наркоман. Злой студент. Интроверт. Типичный любитель пива. Экстремальный веб-ниндзя. Телевизионный фанатик».
More Stories
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия
Фильмы по сказкам о принцессах, снятые в России
Общественная вещательная корпорация Онтарио не будет транслировать документы о российских солдатах из-за протеста TIFF