Представляет Йельский литературовед и историк Владимир Александров. Черный русский— его новая биография забытого афроамериканца, прожившего необыкновенную жизнь в России и Турции в начале ХХ века.
История этой книги началась шесть лет назад, когда я прочитал предложение, изменившее мою жизнь.
Я читал воспоминания Александра Вертинского, певца, пользовавшегося огромной популярностью в дореволюционной России и Европе 1920-х годов, когда наткнулся на наблюдение, которое заставило меня задуматься. Вертинский описал, как он бежал от большевиков на юге России в 1920 году и высадился в Константинополе, где начал петь в парке развлечений, принадлежавшем, по его словам, знаменитому русскому негру Федору Федоровичу Фоме, владельцу знаменитого «Максима» в Москва.»
Я был так удивлен, что отложил книгу. Я никогда не слышал об этом «Томасе», и мысль о том, что чернокожий мужчина с русским именем и фамилией владеет развлекательным заведением в дореволюционной Москве, казалась крайне маловероятной. Я знал, что люди африканского происхождения всегда были большой редкостью в царской России. Действительно, самый известный чернокожий человек, Абрам Ганнибал, жил в XVIII веке (и его помнят во многом потому, что он был предшественником Александра Пушкина, великого русского писателя-патриота). Хорошо задокументированные визиты известных чернокожих американцев, таких как писатели Клод Маккей и Лэнгстон Хьюз или актер и певец Поль Робсон, произошли лишь спустя годы после советской эпохи.
Кто такой Фёдор Фёдорович Фома и откуда он родом? Почему он поехал в Россию? Как он там процветал и достиг славы и владения? Как россияне отреагировали на то, что он был черным? Как он оказался в Константинополе? Почему это забыли?
Я начал рыться в богатых фондах Йельской библиотеки, но после долгих усилий нашел очень мало — всего полдюжины кратких, противоречивых упоминаний об этом «Томасе». Однако к тому времени меня уже зацепило. Мне также повезло получить годичный творческий отпуск, который я решил полностью посвятить выяснению того, кем был этот загадочный человек. В конечном итоге мне пришлось провести исследование в лабиринте архивов и библиотек США, России, Франции, Англии и Турции. То, что я нашел, намного превзошло мои ожидания.
Настоящее имя этого человека было Фредерик Брюс Томас, и он родился в 1872 году у бывших родителей в округе Коахома, штат Миссисипи. Крылья ему явно достались от родителей, особенных людей, чья жизнь была отмечена выдающимися достижениями. Во-первых, они приобрели ферму площадью двести акров в 1869 году, в то время, когда большая часть земли в этой части Юга принадлежала горстке белых семей и подавляющему большинству чернокожих, составлявших три семьи. четверти населения. У населения нет ничего. Родители Томаса также примечательны тем, что в 1879 году они пожертвовали землю для основания одной из первых африканских методистских епископальных церквей в этом районе. Именно здесь Томас начал приобретать основы образования, что также было исключительным опытом в то время, когда большинство чернокожих были неграмотными.
Однако, поскольку семья Томас жила в Дельте, называемой самым южным местом на Земле, их слава также погубила их. В 1886 году богатый белый фермер, возмущенный их успехом, попытался украсть их землю. Поначалу семья Томаса давала отпор в суде, что было крайне мужественно и совершенно нехарактерно для чернокожих. Еще более удивительно то, что команда Томаса выиграла первый раунд. Но когда в 1890 году фермер подал апелляцию в Верховный суд штата Миссисипи, семья Томас решила, что разумнее будет уйти от опасности и переехать в Мемфис. Там случилась вторая трагедия: отец Фредерика был зверски убит, и семья распалась.
Каждый шаг Фредерика Томаса после этого был исключительным для чернокожего американца. За несколько десятилетий до начала Великой миграции он покинул Юг и отправился в Чикаго, а затем в Бруклин, где в конце девятнадцатого века проживало небольшое чернокожее население. В поисках большей свободы он отправился в Европу в 1894 году, за несколько десятилетий до того, как некоторые чернокожие американцы начали искать убежища в Париже. В 1899 году, пересек континент, овладев французским языком и отточив навыки официанта и официанта, он нанял сопровождать дворянина в Россию. В Москве до революции на постоянное население, превышающее миллион человек, насчитывалось едва ли не более дюжины постоянных чернокожих жителей.
Карьера Томаса в Москве оказалась более успешной, чем он или кто-либо другой мог себе представить. Он не нашел там, как он выразился, «никакой цветовой линии» и за десять лет прошел путь от официанта до управляющего отелем, до старшего помощника владельца самого высококлассного ресторана города — знаменитого «Яра». «, любимец миллионеров, великих князей и Григория Распутина, экстраординарного злого гения императорской России. Фома был настолько искусен в своей работе и зарабатывал так много денег на щедрых чаевых, что в 1911 году он и два русских партнера арендовали большой парк развлечений под названием «Аквариум» недалеко от центра города, который недавно рухнул. За год компания «Томас и компания» превратила его в одно из самых успешных мест популярных театральных развлечений в Москве, и эту позицию он занимал до революции. В 1912 году Томас реинвестировал свою прибыль в театр-варьете в центре, который он назвал «Максим» и который также сразу же стал фаворитом среди полуночников в Москве. Время от времени американские туристы, проезжавшие через Россию во время своих европейских турне, сообщали о своем удивлении, когда возвращались домой. они столкнулись с «благополучным» и «украшенным бриллиантами» чернокожим американцем «В такой неожиданной ситуации.
Если бы не большевистская революция 1917 года, Фредерик Томас счастливо провел бы остаток своей жизни в своей новой стране. Он женился дважды, завел любовницу, ставшую его третьей женой, и имел пятерых детей. Он также получил российское гражданство, возможно, первый чернокожий американец, когда-либо сделавший это. Когда началась Великая война и было объявлено эмбарго, Томас, как и американские контрабандисты шесть лет спустя, нажился. Он заработал так много денег, что смог купить прекрасную виллу в Одессе и группу инвестиционных объектов в Москве. Но когда большевики захватили власть, американский иммигрант из дельты Миссисипи внезапно обнаружил, что оказался на неправильной стороне истории. Он преодолел свое прежнее притеснение, будучи чернокожим в Соединенных Штатах, потому что стал богатым, и ничто не могло облегчить этот классовый «грех».
Чтобы спастись, Томас бежал из Советской России. В 1919 году, спасаясь от ужасных опасностей, ему удалось добраться до Константинополя с большей частью своей семьи. Хоть он и потерял все свое богатство, через три месяца после приезда он открыл парк развлечений на окраине города. Поначалу его почти топят долги, но благодаря настойчивости, воображению и хитрости он побеждает и вскоре становится самым известным владельцем ночного клуба города. Он также был первым, кто импортировал джазовую музыку в Турцию, и ее популярность среди жителей города и стай богатых туристов закрепила его успех и снова сделала его богатым.
Однако после побега из России Томас так и не освободился от бремени расы, что и погубило его. Турков цвет его кожи не имел значения; Османская империя была расово неоднородной и не растворила мир, как это сделала белая Америка. Но Томас не мог избежать общения с дипломатами в Генеральном консульстве США в Константинополе или с их расистскими боссами в Госдепартаменте. Когда он больше всего нуждался в их помощи, они отказались признать его американцем и предоставить ему юридическую защиту. Покинутый Соединенными Штатами и оказавшийся между ксенофобией новой Турецкой Республики и собственной расточительностью, для него настали тяжелые времена, он был брошен в долговую тюрьму и умер в Константинополе в 1928 году.
В начале двадцатого века белая Америка не была заинтересована в прославлении достижений чернокожих. Это главная причина, по которой Фредерик Брюс Томас был практически забыт. Очень немногие американские газеты заметили его смерть. Тот, кто это сделал, был Газета «Нью-Йорк Таймс8 июля 1928 года он назвал его в статье о Константинополе покойным «султаном джаза».
«Первопроходец в социальных сетях. Музыкальный наркоман. Злой студент. Интроверт. Типичный любитель пива. Экстремальный веб-ниндзя. Телевизионный фанатик».
More Stories
Канье Уэст посетил Москву, сообщают официальные российские СМИ развлечение
Канье Уэст посетит Москву, сообщают российские государственные СМИ развлечение
Канье Уэст посетил Москву, сообщают официальные российские СМИ развлечение