Первые звуки, которые я услышал после прибытия в дом Филипа Гласса в богемной Ист-Виллидж на Манхэттене, чтобы встретиться с композитором в 1993 году, были экстраординарными. Гласс оказался у себя на кухне, слушая радиопередачу.
«Рахманинов!» Я взорвался в панике.
Гласс ответил: «Знаешь, это очень весело». Он пошел за чем-то на кухню и влюбился в Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова, который ему довелось играть.
В современных музыкальных кругах Сергея Рахманинова и этого пресловутого обогревателя следует избегать любой ценой на протяжении большей части 20-го века. В легендарном инциденте 1950 года, вошедшем в учебники истории, Мортон Фельдман, 24-летний подающий надежды композитор, представился знаменитому 37-летнему Джону Кейджу, когда они оба сбежали с концерта в Нью-Йорке. в Карнеги Холле. Каждый пришел послушать редкое выступление Антона Веберна, но не собирался оставаться на «Симфонических танцах» Рахманинова. Полвека спустя Карнеги провел трехдневный фестиваль под названием «Когда Морти встретил Джона», посвященный этой встрече, которую организаторы охарактеризовали как знаковое событие в истории американской музыки и истории музыки.
Был ли тот день в 1993 году на кухне Гласса моментом эпохи Филиппа Метте Сержа? Возможно.
Сейчас в разгар празднования 150-летия со дня рождения Рахманинова, 1 апреля 1873 года, и не заметить русского композитора было невозможно. Куда бы вы ни повернулись, его музыка звучит, но совершенно в другом ключе, чем раньше. Рахманинов превратился из музыкального консерватора в модерниста.
Его музыка теперь вписывается в шоу практически с чем угодно, в том числе со знаменитым венгерским авангардистом Дьёрдь Лигети, чье столетие со дня рождения также отмечается в этом году. Рахманинов и Гласс, Джон Адамс, Стравинский или даже Шенберг? Теперь не думайте. Прошлым летом на фестивале бард-музыки в Нью-Йорке Рахманинов был назван «одним из последних великих романтиков», которые «прыгали между Россией и современностью».
Недавно в Chandelier любознательный молодой пианист Конрад Тау почтил память Рахманинова, соединив его с Билли Стрейхорном, Стивеном Сондхеймом, Ирвингом Берлином и Гарольдом Арленом. Кто знал, что увертюра Рахманинова соль, соч. 32, № 5 может быть подходящим введением к «Сесть на поезд»?
Действительно, события последних нескольких недель показали, что Лос-Анджелес играет непризнанную и незначительную роль во всем этом, особенно в отношениях Гласса и Рахманинова.
Это началось в 1919 году с приглашения основателя Лос-Анджелесской филармонии Уильяма Эндрюса Кларка Рахманинова стать первым музыкальным руководителем оркестра. Композитор, которому тогда было 47 лет, а также знаменитый пианист и дирижер, двумя годами ранее бежал от русской революции, чтобы жить на Западе.
Рахманинов отказался. В то время он временно жил в Менло-Парке, и к нему приехал молодой композитор Генри Коуэлл, который позже станет наставником Кейджа. Рахманинов сказал Коуэллу, что его музыка — это не что иное, как неправильные ноты, но, тем не менее, призвал его продолжать экспериментировать. Рахманинов сказал, что когда-то он тоже писал «неправильные записи». Вот как ты растешь. Коуэлл воспринял это просто как продолжение своего ложного пути, и в процессе создал то, что мы сейчас называем эклектичным стилем Западного побережья, который звучит одновременно как с востока, так и с запада.
Возможно, я не был бы так удивлен моментом Гласса в «Рахманинове», если бы вспомнил, что девятью годами ранее Роберт Уилсон использовал Гласса, чтобы написать две части того, что должно было стать эклектичной восьмичасовой оперной феерией, не похожей ни на что, что я раньше представлял себе как центральным элементом Олимпийского фестиваля искусств в Лос-Анджелесе 1984 г. Каждый из многих предложенных разделов для «Гражданских войн: как лучше всего измерить дерево, когда оно падает» находится в другой стране, и все должно было быть представлено в Shrine Auditorium, хотя и в США. финансирование в конечном итоге прекратилось. Большинство отделов, в том числе один в Роттердаме, были созданы на музыку 40-летнего греческого композитора Николаса Эконому. Незадолго до премьеры (и его ранней смерти в том же году в возрасте 40 лет) Эконому объединил усилия с Мартой Аргерих, чтобы записать версию «Симфонических танцев» Рахманинова для двух фортепиано.
Перенесемся на концерт Юдзя Ван год назад в Концертном зале Уолта Диснея. Одним из ее инструментальных хитов стала фортепианная пьеса Гласса № 6. Неподражаемое обаяние Вана превратило непритязательное, несколько посредственное упражнение в нечто откровенно рахманиновское, полное драматических, необычных и душераздирающих контрастов.
Ее следующее появление в Дисней было в феврале для — Что еще? — Рахманинов. В течение двух недель она присоединилась к Густаво Дудамелю и LA Phil в качестве солистки во всех пяти партитурах композитора для фортепиано с оркестром. Фестиваль привлек интересно разнообразную и современную аудиторию, а ошеломляющая чеканка Вана заставила Рахманинова звучать как Гласс.
В воскресенье на Суперкубке я перенесся из эйфорического выступления Ванга в Концерте для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова на полноценный концерт в Санта-Монике с новым музыкальным сериалом «Джакаранда». В этой программе были представлены столь же оптимистичные исполнения старинной музыки Гласса «Music in Similar Motion» и «Music in Opposite Motion». Однако все началось с того, что композитор и пианист Тимо Андрес сыграл свою красноречивую пьесу в фортепианном этюде № 1. 6, которую он затем повторил на бис.
Это не останавливаться на достигнутом. Три дня спустя в Soraya Брненская филармония исполняла программу оригинальной чешской музыки под руководством американского музыкального руководителя Денниса Рассела Дэвиса. Дэвис оказался пионером Гласса, исполнившим большинство симфоний, концертов и опер композитора. Он также прекрасный пианист, и именно он подсказал Глассу идею написать серию фортепианных этюдов. Первый сет из шести стал для Дэвиса подарком на день рождения.
Тогда — разве ты этого не знаешь? — вскоре после того, как Дэвис вернулся в Брно со своим оркестром (который только что выпустил запись 12-й симфонии Гласса «Квартирник» с участием Анжелики Киджо), он дирижировал концертным исполнением Третьей симфонии Рахманинова с фанковой третьей скрипкой Альфреда Шнитке. замечательный концерт. Дэвис когда-то был музыкальным руководителем Оркестра американских композиторов в Нью-Йорке и Фестиваля новой музыки Cabrillo в Аптосе, основанного выдающимся калифорнийским композитором Лу Харрисоном (учеником Коуэлла). Четкое, ясное прочтение Рахманиновом Дэвиса, которое я заснял в прямом эфире концерта в Брно, содержало сочность Аарона Копленда, но сочеталось с лирической мелодией Харрисона. В исполнении музыкантов Леоша Яначека. Родина Рахманинова легко заняла достойное место в музыке ХХ века.
Сегодня дошло до того, что любому новому стороннику хардкора, которому нужно убежать от Рахманинова в концертный зал, лучше иметь хорошую пару кроссовок. Запись Рахманинова Аргериха с Эконому, которая звучит почти как электронная музыка, если ее слушать сегодня, возможно, задала модернистский тон Рахманинова. Еще одна пронзительная запись Рахманинова на двух фортепиано, сделанная Аргерихом восемью годами позже с композитором и мистическим пианистом Александром Рабиновичем (ныне Рабинович-Бараковский), звучит более поздней и, по моему мнению, является одной из величайших, но забытых фортепианных записей нашего времени. . Но концерт 2009 года в Германии полностью изменил ситуацию.
Сербская пианистка Тамара Стефанович чередовала шесть палитр Рахманинова с шестью палитрами Лигети, в которых используются все виды техник конца 20-го века. Это было настолько очевидно, что Пьер Булез, не терпящий отступнического романтизма, сказал, что фортепианная музыка Рахманинова может быть забавной.
Музыкальные руководители Булеза преуспели Intercontemporain стал объятием Рахманинова. Сюзанна Малки дирижировала «Симфоническими танцами» в оркестровой форме с LA Phil в прошлом сезоне. В январе радиопередачи Финского симфонического оркестра вел Дэвид Робертсон в рамках подготовки к «Полифонии Сан-Франциско» Лигети и «Должны ли у дьявола быть все хорошие мелодии?» Джона Адамса. (написано для Вана и впервые исполнено Лос-Анджелесским Филом) и Первая симфония Рахманинова.
Действительно, LA Phil оказался вдали от Рахманиновского фестиваля, придерживаясь только композитора, а не, как это часто бывает, заказывая новые работы или представляя современные произведения в дополнение к старым. Но когда в прошлом месяце Симфонический оркестр Пасадены представил блестящий молодой русский пианист Александр Малофеев в дирижерском исполнении Второго фортепианного концерта Рахманинова, приглашенный дирижер Ребекка Тонг представила его «Народными песнями для оркестра» китайско-американского происхождения Хуанг Ру. Для предстоящей симфонической программы Пасадены 29 апреля японский дирижер Кенсё Ватанабэ соединит песню Карлоса Саймона 2019 года «The Block», на которой изображены гарлемские картины Ромаре Бердена, с «Symphonic Dances».
В то время как Стефанович нашел действительное сходство между Рахманиновым и Лигети, часто в перекрестных ритмах и нерегулярном контрапункте, многое из того, что делает Рахманинова современным, — это просто наши менее догматические представления о современности. Легко заметить, что композитор любил современные удобства и интересовался техникой. Он любил водить быстрые спортивные автомобили и катера. Обратите внимание на джаз и народную музыку. Он дружил со многими представителями шоу-бизнеса, в том числе с Ноэлем Кауардом.
Но то, что сделало программу Тао такой эффективной, так это то, как она показала, какое внимание народные композиторы и фильмы уделяют Рахманинову. «Где-то над радугой», сыгранная с исключительной уверенностью Тао в версии, вдохновленной Артом Татумом, объединяет все это. Рахманинов был прекрасным пианистом. Он был одним из величайших пианистов века. И Тао, у которого была огромная техника и он заставлял инструмент издавать звуковой сигнал или быть тихим, как падение булавки, собрал его воедино.
Меланхолическая «роскошная жизнь» Страхорна, возможно, представляет собой пышную жизнь, которую Рахманинов вел все время, когда он тосковал по старой России, которой больше не существовало. На родину он не вернулся. Композитор умер в 1943 году, а последние два года жизни провел в Беверли-Хиллз, где купил дом на Норт-Элм-драйв.
Тао закончил свой сольный концерт, к которому присоединился Гай Кэмпбелл в « Ранней сонате для виолончели» Рахманинова . Кэмпбелл, виолончелист JACK Quartet и один из главных сторонников новой музыки, был приверженцем дисциплины и, казалось бы, уклончивым, временами едва слышащим, что позволяло пианисту взять верх.
Но если это разъединяет, предполагая, что, возможно, Рахманинов может быть только несколько недавним, группа камерной музыки Camerata Pacifica намерена дать этому еще один шанс. Предстоящая программа, представленная в Вентуре, Сан-Марино, Лос-Анджелесе и Санта-Барбаре, включает в себя современные произведения, а также интригующую новую медленную аранжировку Сонаты для виолончели Рахманинова для валторны.
Даже Фельдман теперь соответствует образу Рахманинова. Следующим для Тао является появление в Bang на фестивале Can’s Long Play в Бруклине в первые выходные мая. К нему присоединится еще один выдающийся модернистский пианист, перкуссионист Тайшон Сури, который исполнит «Triple Memories» Фельдмана.
Эта длинная, медленная, вялая партитура, возможно, совсем не похожа на Рахманинова. Но это показывает, что воспоминания о тройственной гармонии, столь близкой русской традиции, по-новому возвращаются в произведения и Фельдмана, и Гласса. Стоит подумать дальше, что сделал бы из этих американцев, детей русских и литовских иммигрантов, знаток быстрых машин соответственно.
Камерата Пасифик
где: Музей округа Вентура, Хантингтон, школа Колберн и Музыкальная академия Запада
когда: 16 — 21 апреля. Проверяйте даты и время на сайте.
Цены: $68 за все места
информация: cameratapacifica.org
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия