16 октября, 2021

SolusNews.com

Последние новости

Российско-ирландский режиссер, чьи волшебные фильмы сформировали советское детство

В начале 1960-х годов семья Роу из Уэксфорда разместила объявление в советской газете, пытаясь связаться со своим двоюродным братом Александром, который, по их мнению, проживал где-то в России. Дэвид Роу, член семьи, разместивший объявление, вспоминает: «Он действительно не ожидал, что кто-то заметит». Но Александр Роу быстро откликнулся, так как его фамилия по-русски называлась ирландской. Так семья Уэксфорда связалась со своим давно потерянным кузеном, который в то время был известным режиссером советского детского кино.

События, которые заставили ирландскую семью искать своего неуловимого русского родственника, начались много десятилетий назад, когда Артур Роу из Уэксфорда прибыл в Россию в 1904 году по заданию британского производителя мукомольной продукции. Артур происходил из семьи Кантов, как указала историк Розмари Роутер, видных членов делового сообщества Уэксфорда и методистской общины. Отец Артура Ховарда стал мэром Уэксфорда, а его старшая сестра Луи М. Квад сыграет роль в кампании за избирательное право женщин. Именно семейный бизнес – мукомольный завод – в конечном итоге перевез Артура Роу в Россию.

Скриншот из фильма Александра Роу 1941 года «Конюк Горбунук» (Public Domain, Wikimedia)

Скриншот из фильма Александра Роу 1941 года «Конюк Горбунук» (Public Domain, Wikimedia)

По сравнению с первым фильмом, который он поставил, Роу отличался отчетливо сказочным стилем. Для революционного государства, которое стремилось превратить суеверных крестьян в светских граждан нового общества, народные сказки не были кандидатом на официальное государственное одобрение.

В России Артур познакомился и женился на Юлии Карагорги, гречанке, предположительно римского происхождения. 8 марта 1906 года у них родился сын Александр, который стал одним из самых любимых режиссеров советского времени. Фильмы, снятые этим российско-ирландским режиссером – почти все они основаны на популярных русских народных сказках – будут дорожить поколениями детей, выросших в Советском Союзе и странах Восточного блока.

Роу провел часть своего детства в Сергиевом Посаде, городе, окружающем средневековый монастырь с мирской атмосферой. Он вырос на сказках, многие из которых рассказывала его мать. Около 1909 года Артур сопровождал свою жену Джулию и молодого Александра в Ирландию, где они встретили ирландца Ройса. Это будет первая и единственная встреча россиян со своей русской семьей. По словам Кейры Парамоновой, современницы Роу, те, кто знал русско-ирландского мальчика в подростковом возрасте, видели в нем смесь честолюбия, поэтических чувств и сдерживаемой печали. Детство Александра было трагедией. Младший брат Джордж умер в младенчестве. Затем, когда Александру было десять лет, его отец навсегда вернулся в Ирландию, оставив в живых жену и сына в России.

Александр преодолел невзгоды своего детства и вырос в советском культурном мире после русской революции 1917 года. Он начал свою театральную карьеру в 1921 году в составе компаний Blue Blues, движения авангардных политических театральных трупп, которые развивались по всему Советскому Союзу. на протяжении 1920-х гг. После окончания киношколы в 1930 году Роу начал работать на студии «Межрабпомфильм», киностудии, которая стремилась противостоять доминированию Голливуда путем создания левого кино.

По сравнению с первым фильмом, который он поставил, Роу отличался отчетливо сказочным стилем. Для революционного государства, которое стремилось превратить суеверных крестьян в светских граждан нового общества, народные сказки не были кандидатом на формальное государственное одобрение. Питер Роллберг отмечает, что его первый фильм 1938 года «Ру, по приказу щуки» «убедил многих скептиков и показал, что чудеса, ведьмы и королевская власть совместимы с образовательными потребностями коммунистического общества». Роу стал членом Коммунистической партии в 1943 году.

Его фильм «Морозко» 1964 года, выпущенный на английском языке в 1966 году под названием «Джек Фрост», остается одним из самых известных зимних часов в России.

Хотя Роу никогда не посещал Ирландию после своей детской поездки и публично не утверждал, что он ирландец, русская надпись на режиссере обычно указывает на его ирландское происхождение. В 2011 году некоторые фильмы Роу были показаны в доме его бабушки и дедушки в Уэксфорде на фестивале, частично организованном двоюродным братом советского режиссера Дэвида Роу. Виктор Босудневский сообщил Irish Times о фестивале.

Хотя были некоторые отличительные советские элементы, такие как включение групп молодых коммунистов-пионеров с ярко выраженными красными галстуками, фильмы Роу все еще смотрят сегодня. Его фильм «Морозко» 1964 года, выпущенный на английском языке в 1966 году под названием «Джек Фрост», до сих пор пользуется популярностью в России и странах бывшего Восточного блока. Электронная копия праздничного классического фильма собрала более семи миллионов просмотров.

В 1968 году Роу было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Он скончался в декабре 1973 года. Его последнее место жительства находилось на улице Эйзенштейна в Москве, названной в честь другого известного советского режиссера Сергея Эйзенштейна, недалеко от киностудии Горького, где работал Роу.

Эту статью об экстраординарных иммигрантах написал доктор Моррис Дж. Кейси, историк DFAT, проживающий в Ирландском иммиграционном музее EPIC в Доклендс Дублина. Интерактивный музей рассказывает историю о том, как ирландцы сформировали и повлияли на мир.

READ  Эпидемическая фантастика: Осенние книги включают рассказы о вирусе | Искусство и развлечения