28 мая, 2022

SolusNews.com

Последние новости

Скрипка из золотого века Голливуда стремится попасть на аукцион

Редкие скрипки, принадлежащие известным художникам, таким как Фриц Крейслер, Гаша Хейфец и Иегуди Менухин, в последние годы были проданы частным образом на сумму до 20 миллионов долларов. Инструменты, на которых они играли, носят их имена, такие как «Граф Плимут» Страдивари, который ради полировки своей репутации, очарования и рыночной стоимости теперь называют «бывшим Крайслером».

Мог ли Тоша Зайдель сотворить такое же маркетинговое волшебство, хотя его слава пришла в основном из Голливуда, а не из концертного зала?

Музыканты и коллекционеры скоро узнают. После того, как в настоящее время идет мировое турне, скрипка Зайдель владеет и играет «Да Винчи» Страдивари 1714 года, которая будет продана на онлайн-аукционе. ТарисиоС 18 мая по 9 июня. Это первая скрипка Страдивари из так называемого золотого века скрипки, выставленная на аукцион за последние десятилетия.

В отличие от большинства инструментов, все скрипки Страдивари со временем получили имена, некоторые из которых несколько причудливые, например «Спящая красавица». Знаменитый гений Паганини называл его «Канон». Да Винчи не имеет ничего общего с Леонардо. В качестве маркетинговой тактики торговец, который продал три скрипки Страдивари в 1920-х годах, назвал их в честь известных художников эпохи Возрождения, а также «Да Винчи», «Тициан» и «Микеланджело».

Сама скрипка, безусловно, является наиболее важным фактором, определяющим ее стоимость, поскольку инструменты, изготовленные семьями Страдивари, Амати и Гварнери в эпоху итальянского Возрождения, стоили самые высокие цены. Состояние – еще одно важное соображение. Но и личность его предыдущих владельцев — его источник.

Сегодня немногие узнают имя Зайделя. Но к 1920-м годам он добился такого успеха, что смог купить Да Винчи за 25 000 долларов (сегодня более 400 000 долларов), информация о продаже была опубликована на первой полосе New York Times 27 апреля 1924 года, как сказал тогда Зайдель. Он не променял бы скрипку на «миллион долларов» и считал ее самым ценным своим имуществом, добавляя: «Мелодия необычайной силы и красоты».

READ  Ведущие «Взгляда» защищают российскую оперную певицу за отказ осудить Путина

Зайдель был так известен в расцвете сил, что Джордж и Айра Гершвин написали комедийную песню о нем и трех других русских евреях: «Миша, Саша, Тоша, Гаша». («Нас четыре инструменталиста и трое».) Зайдл и Хейфиц родились в Украине. Оба учились в Санкт-Петербурге у выдающегося педагога Леопольда Ауэра; Оба иммигрировали в Соединенные Штаты после потрясений русской революции. У них был свой первый концерт в Карнеги-холле с разницей в несколько месяцев, что вызвало одобрение критиков.

Альберт Эйнштейн брал уроки игры на скрипке у Зайделя, и вместе они исполнили Двойной концерт Баха для сбора средств. У них были густые пряди непослушных волос, которые усиливали карикатурность длинноволосого музыканта, такого как Лист.

Зайдель и Хейфец поселились в Лос-Анджелесе, где развивающаяся киноиндустрия проложила путь к успеху Зайделя. К 1930-м годам его окружила толпа преимущественно еврейских изгнанников из нацистской Германии и раздираемой войной Европы. Среди них были композиторы Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг, Эрик Вольфганг Корнгольд.

Зайдель играл ведущего скрипача во многих известных фильмах Корнгольда, включая «Сон в летнюю ночь», «Приключения Робин Гуда» (за которые Корниголд получил премию «Оскар») и «Энтони Адверс» (д.т.). Двое мужчин записали аранжировку для скрипки и фортепиано на сюиту Корнгольда для «Много шума из ничего» с композитором на фортепиано.

Музыкальные руководители и композиторы искали теплый, богатый тон Зайделя. Он был концертным директором Paramount Studio Orchestra и играл соло на скрипке в «Волшебнике страны Оз» MGM и «Интермеццо» Дэвида Селзника, в котором знаменитый скрипач (в исполнении Лесли Ховард) влюбился в своего аккомпаниатора (Ингрид Бергман).

«Связывание сцен любви или изображений менее удачливых людей в фильмах — или любой сцены, вызывающей слезы или сильные эмоции — со звуком скрипки во многом связано с Зайдлом», — скрипач и журналист Адам Байер. В статье 2017 г. для американского исследователя. (Учитель скрипки Байер учился у Зайдла и настаивал на том, чтобы его ученики смотрели видеозаписи выступлений Зайдла.)

READ  Объем рынка поп-фильмов (2022–2030 гг.)

Хотя Зайдель наиболее известен своими работами в кино, он также исполнял записи классического репертуара, работал соло с оркестрами и гастролировал с концертами. В 1930-х годах миллионы радиослушателей слышали его как музыкального руководителя и постоянного солиста Симфонического оркестра CBS. В 1934 году у него была собственная еженедельная передача в сети «Шоу Тоши Зайделя». (На YouTube есть несколько записей с его сочным голосом, в том числе Запись 1945 года «Поэмы» Шоссона. С оркестром Hollywood Bowl под управлением Леопольда Стоковски.)

«Он был лирическим скрипачом, находившимся под влиянием традиции Кантори», — сказал Байер в интервью. «Он играл с такой же глубиной тона и эмоциональной напряженностью, как никто из тех, кого я слышал на диске».

Но Зайделю не удалось добиться прочной международной известности Хейфеца. В Лос-Анджелесе Хейфиц часто приглашал Зайделя играть с ним в струнных квартетах, буквально играя на второй скрипке.

Когда золотой век Голливуда угас, студии отказались от собственных оркестров, полагаясь вместо этого на фрилансеров. Когда он стал старше, у Зайделя развилось нервное состояние, которое постепенно уменьшило его игру. Этот знаменитый скрипач попал в яму Лас-Вегаса, прежде чем уйти на пенсию на ферме по выращиванию авокадо в Калифорнии. Он умер в 1962 году в возрасте 62 лет, и скрипка была его самым ценным достоянием.

В последний раз эта скрипка была продана на аукционе в Лондоне в 1974 году за 34 000 фунтов стерлингов (сегодня это более 3 миллионов долларов). В настоящее время он принадлежит японскому магнату сети ресторанов Токудзи Монцугу, который собрал коллекцию редких струнных инструментов и спонсирует Международный конкурс скрипачей в Японии. (73-летний Монцугу не сказал, почему его продают.)

READ  В Австралии открылся кинофестиваль "Русское воскресение"

Музыка из фильмов проникает в концертные залы, а композитор «Звездных войн» и «Челюстей» Джон Уильямс, пожалуй, самый известный из ныне живущих американских композиторов. Но музыка к фильмам и анонимные инструменталисты часто подвергались остракизму со стороны элиты классической музыки.

Но может ли сделка с да Винчи установить рекорд?

Леди Планета Страдивари, ранее принадлежавшая внучке лорда Байрона, является рекордсменом по количеству скрипок, проданных на аукционе. (Продана Тарисио в 2011 году за 15,9 миллиона долларов.) Как и «Христос» Страдивари, ныне принадлежащий Британскому музею, «Леди Блант» никогда не играла и до сих пор находится в идеальном состоянии.

Карлос Томей, скрипач и совладелец Tarisio, заявил, что аукционный дом не публиковал оценку «Да Винчи». Ссылаясь на свою редкость — Страдивари золотого века — на его прекрасное состояние и «уникальное голливудское происхождение», он сказал, что рассчитывает продать в диапазоне от 15 до 20 миллионов долларов.

«Это может стать рекордом», — сказал он, имея в виду появление класса богатых коллекционеров древностей после распродажи Lady Planet десять лет назад. (Другие дилеры говорят, что с тех пор было несколько частных продаж по цене, превышающей 20 миллионов долларов.)

Бэр отверг идею о том, что голливудское происхождение Да Винчи может ограничить его аукционную стоимость. Хотя он признал, что Зайдель не написал самую интеллектуально строгую музыку, он добавил, что «ни в коем случае нельзя недооценивать тот факт, что он был голливудским актером».

«Он был великим классическим музыкантом до того, как приехал в Голливуд», — добавил Бейер. И «Волшебник страны Оз» — это довольно большое дело.