Через шесть месяцев после российского вторжения перед кинематографистами страны стоят неопределенные перспективы, поскольку многие ищут новый старт в других частях континента.
Приехав в Варшаву всего через несколько недель после вторжения России в Украину, Янина Кохер — ветеран индустрии развлечений с более чем десятилетним опытом работы в киноиндустрии своей страны — не была готова к долгому пребыванию. Она покинула сначала Киев, затем Львов в сопровождении жены своего двоюродного брата и молодой племянницы и отправилась в соседнюю Польшу, чтобы переждать, как она надеялась, недолгую стычку.
Варшава казалась чем-то знакомой, менее удаленной географически и культурно от экзотических больших городов Западной Европы. У нее были личные и профессиональные связи в польской столице, для которых она быстро нашла дом. Однако мысли ее никогда не уходили далеко от войны: к отцам, упорно отказывавшимся покинуть Киев; За сообщения о жестоком и ужасающем наступлении русской армии. «Это каждый день», — говорит она. разнообразный. «У меня есть друзья, погибшие на этой войне. Я постоянно нахожусь в контакте со своими родственниками и друзьями».
Через шесть месяцев после российского вторжения в Украину война оставила след опустошения и перемещения населения. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на 24 августа — День независимости Украины — в Европе было зарегистрировано более 6,8 миллиона беженцев из Украины, причем более 1,3 миллиона беженцев обосновались в Польше и еще почти миллион — в Германии. Более двух миллионов человек пересекли границу с Россией: многие в надежде получить компенсацию за переселение, обещанную президентом России Владимиром Путиным, а другие – особенно из раздираемой войной восточной Украины – потому что им больше некуда было обратиться.
Для тех, кто мигрировал на запад, включая сотни членов ныне раздробленной киноиндустрии страны, перспектива переселения чревата проблемами: запутанный распорядок дня, незнакомые языки и неуверенность в том, что нужно начать новую жизнь вдали от своих сетей поддержки. дом. Многие из них потратили годы, поднимаясь по ступеням растущей украинской кино- и телеиндустрии, только для того, чтобы начать с нуля в чужих странах.
Но именно эмоциональное бремя давит на Кохера. «Я вообще не был готов [to settle in Warsaw]«Я надеялась, что у меня скоро появится возможность вернуться в свою страну», — говорит она.
Чувствую себя одиноко
Через несколько дней после первых перебросок войск нападение России на Украину перевернуло производство внутри страны с ног на голову. Игорь Савченко, продюсер документальных фильмов из Киева, говорит, что большинству планов по производству фильмов в этом году сорвала война: «Члены съемочной группы либо на войне, либо в эвакуации, либо занимаются волонтерской работой».
Савченко закончила работу над одним из первых документальных фильмов, вышедших после начала российского вторжения 24 февраля. «Один день в Украине» режиссера Владимира Тыхи рассказывает об одном мартовском дне, когда Киеву угрожало окружение со стороны российских войск. Премьера фильма состоялась на фестивале Sheffield DocFest в Великобритании в июне.
По оценкам Савченко, в условиях прекращения государственного финансирования фильмов и быстрого исчезновения телевизионных источников в то время, когда транслируются только новости, отечественная киноактивность в Украине «в 20 или 30 раз» меньше, чем до войны.
Совместное производство в Украине сейчас практически невозможно: европейское государственное финансирование фильмов является бюрократическим и медленным, а фильмам, поддерживаемым Голливудом, мешают проблемы со страховкой.
Планы начать съемки легкой комедии в мае были отменены, а также были предложены новые идеи для фильмов о войне — например, «Цветение вишни» о том, как посттравматическое стрессовое расстройство влияет на отношения солдата с дочерью.
Один из проектов, который продвигается вперед, — это польско-украинский фильм стоимостью 7 миллионов долларов «Курорт Горький», фильм 1939 года о советской ликвидации польского офицерского корпуса, который перекликается с массовыми убийствами, устроенными российскими войсками в этом году в Буче и украинских общинах. . .
После того, как война помешала Украине выполнить свое обязательство по совместному производству в размере 700 000 долларов, польский продюсер Марек Нововски решил полностью профинансировать проект, предоставив Украине почетный кредит совместного производства и права на украинское распространение. Фильм режиссера Лукаша Палковского сейчас находится на стадии подготовки к съемкам, и в нем будут задействованы не менее 40% съемочной группы и несколько актеров из Украины.
«История повторяется», — говорит Нововски. Вопрос российской агрессии принадлежит недавней польской истории, но для Украины это современная реальность.
«Мы понимаем трагедию Украины лучше, чем любой другой страны. Фильм будет посвящен всем жертвам российского варварства».
Между тем, популярная украинская костюмированная драма «Любовь в цепях» (вверху) переехала в Польшу, чтобы завершить производство своего четвертого и последнего сезона, при этом часть актеров и съемочной группы (некоторым из которых требуются специальные разрешения) приехала из Украины. Последний день съемок стал «моментом радости и печали», говорит польский продюсер Станислав Заборовский, поскольку «режиссеры, работавшие над ним, вернулись домой без особых перспектив на новые проекты».
Продюсер, который помог съемочной группе преодолеть логистические проблемы, связанные с переездом в Польшу, описывает проект как «самый эмоциональный проект, в котором я когда-либо участвовал». Он добавляет: «Можно было почувствовать братскую помощь, единство и поддержку как со стороны польских, так и со стороны украинских членов экипажа».
Платить
По всей Европе предпринимаются усилия, чтобы помочь многим украинским фильмам, застрявшим в подвешенном состоянии из-за войны. На Marché du Film Каннского кинофестиваля двенадцать европейских кинофондов собрались вместе, чтобы запустить «Украинское кино сейчас» — мероприятие по сбору средств и налаживанию связей для поддержки украинских фильмов в постпродакшене. С аналогичной инициативой выступил Польский институт кинематографии, который помогает около 30 украинским фильмам выйти на финишную прямую.
Профессионалы европейской промышленности принимают меры, чтобы разместить бесчисленное количество беженцев, перемещенных в результате войны. В Польше списки доступных украинских членов съемочной группы начали «распространяться как лесной пожар» после вторжения, говорит продюсер Кшиштоф Сулик, в число работ которого входит британско-украинский шпионский триллер «Наследие лжи». Богдан Мунча из бухарестской киностудии Castel Film Studios предложил работу и поддержку в поиске партнеров любому украинцу, ищущему работу в Румынии.
По ту сторону границы, в Венгрии, компания Pioneer Stillking Films, предоставляющая продюсерские услуги, наняла украинскую команду для съемок таких фильмов, как «FBI International» NBCUniversal и «Континенталь» Lionsgate, а также организовала жилье даже для тех, кого она не смогла нанять. Кейтеринговые компании, обслуживающие высокобюджетные голливудские фильмы в Будапеште, начали готовить для беженцев дополнительные обеды.
Поскольку российская кампания продолжалась, Кохер начала оценивать свои шансы в Варшаве, центре процветающей польской киноиндустрии. Она прислала свое резюме, в которое входит работа над криминальной драмой Beta Film «Молчание» и первая рекламная работа в фильме «Наследие лжи». В результате поиска были найдены случайные подработки, например, переводческая работа для иностранных журналистов; Заклинание в прокате модной одежды. Она устроилась на краткосрочную должность в телекомпанию, производящую украиноязычный контент о Польше, но ничто не соответствовало ее квалификации.
Хотя она была благодарна за то, как индустрия сплотилась вокруг нее, надежды Кошера начали таять; Я задумался о том, не пора ли вообще уйти из киноиндустрии. Но она продолжала поддерживать контакты с представителями отрасли – в Польше и за рубежом – зная, что до ее долгожданного возвращения домой могут пройти месяцы, а то и годы. «Я держу пальцы скрещенными, я стараюсь», — говорит она.
Неустойчивая ситуация
Через месяц после российского вторжения комиссар Чехии по кинематографии Павлина Зебкова направила письмо иностранным продюсерам, в котором объявила о приостановке программы денежных скидок в стране, сославшись на «внезапную потребность в финансовой помощи для гуманитарной и военной поддержки Украины». (С тех пор программа была восстановлена.) В соседней Венгрии, которая может похвастаться вторым по величине производственным центром в Европе после Соединенного Королевства, война была основным предметом обсуждения «в течение первой недели или месяца после вспышки», говорит Адам Гудман из НИИ Востока. Mid Atlantic Films, почувствовавшая «напряжение» между партнерами студии в Голливуде.
Опасения, что война может распространиться на соседние страны, в настоящее время остаются необоснованными. Производство продолжается быстрыми темпами по всему региону: Warner Bros. «Дюна: Часть вторая» собирается выпустить «Дюну: Часть вторая». «Легендарный» входит в число самых громких фильмов студии, которые в настоящее время снимаются в Будапеште. Источники в промышленности по всей Восточной Европе указывают на отсутствие серьезных сбоев, поскольку война продолжается.
Однако его влияние можно ощутить в росте себестоимости добычи, отчасти из-за решения России перекрыть поставки нефти и газа в Европу в ответ на санкции против режима Путина, а отчасти из-за продолжающегося воздействия пандемии коронавируса и более широких признаков глобального кризиса. кризис. рецессия. «Ситуация по-прежнему нестабильна, но мы соответствующим образом планируем ее бюджет», — говорит Гудман, который предоставляет производственные услуги для «Дюны».
После первоначального потока беженцев число покидающих Украину сократилось. Еженедельные встречи, организованные Альянсом польских производителей в Варшаве с целью заручиться поддержкой промышленности для военных действий, теперь стали ежемесячными. Хотя группа по-прежнему оказывает поддержку и трудоустройство беженцам в Польше, она направила большую часть своей энергии на поиск удаленной работы для специалистов отрасли, все еще находящихся в Украине, говорит президент коалиции Алия Граун-Якшик. «Они хотели остаться в Украине, и им нужны были деньги».
Многие друзья и коллеги Кохера продолжали путешествовать по более процветающим экономикам и киноиндустрии Западной Европы. Редактор, сбежавший из Украины, нашел работу в Кельне, где базируется несколько постпродакшн-компаний; Другая провела четыре месяца в Берлине, работая над музыкальными клипами и другими небольшими постановками, прежде чем собрать чемоданы и улететь в Великобританию. Другие продолжают использовать любые доступные им возможности, независимо от того, куда могут привести поиски.
Через день после разговора с разнообразныйКохер села на самолет в Грузию, где она присоединится к съемкам израильского производства в бывшей советской республике. После 10 дней съемок производство переедет в Италию, хотя неясно, пригласят ли к ним Кохера.
Шесть месяцев войны и изгнания приучили ее к такому уровню неопределенности. Она готова, даже если не знает почему. «Я не чувствую себя иммигранткой. Я не знаю, останусь ли я в Польше или нет. Я не знаю, поеду ли я домой или нет», — говорит она. — «Я нахожусь между этими двумя странами, и я чувствую себя человеком, который готов в любой момент собрать чемоданы и переехать в другое место — даже вернуться в Украину».
Ник Холдсворт внес свой вклад в подготовку этого отчета.
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия