В выходные, посвященные Дню Австралии 1952 года, группа заядлых киноманов устраивает кинофестиваль. Для этого мероприятия они выбрали пышные холмы Олинды в хребтах Данденонг в Виктории. Ожидали 80 человек, а пришло более 600!
В 1950-х годах было снято очень мало австралийских фильмов. Те, что были сняты, были в основном документальными, а вымышленные сюжеты встречались крайне редко. Несмотря на это, страстная культура кино процветала в местных киносообществах.
Австралийские киноманы жаждали зарубежных фильмов из Европы и Азии, но в местных кинотеатрах показывали только голливудские фильмы. Однако власти Австралии разрешают ввоз в страну иностранных фильмов для показа на кинофестивале.
Так что фестиваль в Мельбурне планировался с энтузиазмом.
Это первое мероприятие, столь же популярное, как и раньше, сейчас отмечает свое семидесятилетие. Он превратился в знаменитый Мельбурнский международный кинофестиваль, который в августе этого года отметит свое 70-летие, что делает его одним из старейших кинофестивалей в мире.
Сон в церковном зале
Австралийский совет киносообществ, проводивший фестиваль, выбрал Олинду, потому что это было популярное туристическое направление с большим количеством мест для проживания.
Из-за большого количества киноманов, которые стекались сюда, гостевые дома были полностью забронированы. Многие местные жители открыли свои двери, чтобы вместить приток, но этого было недостаточно.
Моя мать была одной из многих, кто пошел и должен был спать в церковном зале.
Привлекательность кинофестиваля была настолько велика, что некоторые люди каждый день ездили туда и обратно из Мельбурна.
Среди посетителей было много тех, кто станет известными австралийскими кинематографистами, например, Тим БерсталИ Джон Хейер И Стэнли Хоуз.
В своем интервью документальному фильму «Рождение кинофестиваля» Борсталь вспомнил о поездке в Олинду с художником Артуром Бойдом. Они упаковали свои семьи в Boyd Dodge 1929 года выпуска и направились в горы.
Большая посещаемость вынудила организаторов организовать дополнительные экзаменационные места. Они установили временный барьер под звездами и заняли еще один зал в соседнем городе.
Фрэнк Николс, который был президентом Австралийского совета киносообществ, должен был перевозить ролики из зала в Олинде в другой зал в Сассафрасе на машине, что вызывало задержку в середине показа, если он опаздывал на следующий показ.
Организаторы пригласили видных деятелей как в стране, так и за рубежом, включая австралийского режиссера. Чарльз Шойфеле. Хотя Шойфеле не присутствовал, в «Корректировку программы» была включена телеграмма:
С наилучшими пожеланиями всем и извините, что не смог быть там.
Премьер-министр Роберт Мензис был приглашен, но в письме Николсу (хранящемся в альбоме для вырезок волонтером Мэри Хайнс) он делегировал приглашение министру внутренних дел г-ну У. С. Кент Хьюз.
Хьюз вручил премию Джоэла за фильмы, снятые в Австралии. Он выступил с речью, в которой изложил планы правительства по поддержке продюсеров документального и независимого кино, и остался смотреть премьеру под балдахином звезд.
Подробнее: Австралийское кино ко Дню Австралии
Программа первого кинофестиваля
Знаменитый фильм Жана Кокто «Красавица и чудовище» 1946 года открыл фестиваль и вызвал огромный резонанс. Другие показанные фильмы включают « Луизианскую историю» Роберта Дж. Флаэрти (1948), а также несколько австралийских документальных фильмов, отрывки из ранних австралийских фильмов и некоторые исторические французские короткометражные произведения Жорж Милье.
Одним из местных событий стал фильм «Майк и Стефани», снятый для Департамента иммиграции (1952) режиссера Рона Маслина Уильямса. Она получила награду за роль военных беженцев, получивших въездные визы в Австралию.
Фестиваль выходного дня также включал в себя выступления и фотовыставку в местной школе.
Пресса сосредоточилась на сильных спорах вокруг фестиваля в эти выходные. 31 января Adelaide News сообщила, что посетители выразили недовольство запретом цензуры на показ таких фильмов, как «Чудо» Роберто Росселлини (1948), который считался осквернением Иерусалима.
Подробнее: Великие киносцены: Рим, открытый город — фашизм, трагедия и рождение итальянского неореализма.
Успех — и сомнения
Кинофестиваль в Олинде имел огромный успех.
Николс описал Олинду в The Sun от 29 января 1952 года как «самый инклюзивный кинофестиваль из когда-либо проводившихся в Австралии, на котором были представлены «сотни континентальных, английских, австралийских, восточных и даже российских пропагандистских фильмов».
Но не все праздновали успех фестиваля. Даже при поддержке Мензиса это было обнаружено после мероприятия, пока киноманы наслаждались событием, а ASIO наблюдала за ним. Австралийское правительство явно рассматривало кинофестиваль как главную приманку для подрывных деятелей, стремящихся свергнуть власть.
Однако успех Олинды, намного больший, чем кто-либо мог ожидать, обеспечил фестивалю прочное место в австралийской и международной кинокультуре. Покажите, что некоммерческие фильмы могут заинтересовать большую аудиторию, и австралийские фильмы могут сделать то же самое.
Николс стал первым президентом Мельбурнского кинофестиваля, а затем и Австралийского института кино. На пятидесятом праздновании события 1952 года Николс сказал:
Фестиваль был популярен и продолжается до сих пор. Но не было никого похожего на Олинду.
Материал для этой статьи был получен из интервью и исследований фестиваля Film Birth Festival (режиссер Марк Пол и продюсер Лиза Френч в 2003 г.) о первом фестивале и праздновании его пятидесятилетия.
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия