В то время как российская война в Украине приближается к своей второй годовщине, российский режиссер-новатор Алексей Герман-младший («Домашний арест», «Под электрическими облаками») в настоящее время дает коммерческий показ «Воздух», своего финансируемого государством триллера о Второй мировой войне. как российское кино. .
Благодаря жестоким событиям и графическим деталям «Воздух» был назван патриотическим фильмом. На нем изображена борьба группы женщин-пилотов, которым было разрешено сражаться вместе со своими коллегами-мужчинами на российско-германской линии фронта в 1943-44 годах. С неохотой им дали шанс. Хотя многие умирают по пути, те, кто выживает, бросают вызов укоренившемуся патриархату и получают признание, которого они так жаждут – как герои и профессиональные убийцы.
разнообразный Он разговаривал с Германом-младшим на недавнем фестивале молодого кино в Макао, который стал вторым фестивалем, на котором был показан фильм после его премьеры в Токио в конце прошлого года.
Герман-младший не извиняется за свою позицию по нынешней войне, но говорит, что исключение российских фильмов и талантов из зарубежных фестивалей бесполезно, когда культура и диалог являются путем вперед.
Правда ли, что показ в Макао стал вторым зарубежным показом «Воздуха»?
Премьера состоялась в Токио в октябре, и, на мой взгляд, шоу имело успех. Это сложный фильм, но он был хорошо принят.
Почему вы говорите, что это трудный фильм?
Я понятия не имел, знают ли зрители в Токио о событиях этого фильма и обо всех связанных с ним проблемах. Я боялся его принять.
Прежде чем мы продолжим тему «Воздух», пожалуйста, проясните свою позицию по поводу войны в Украине.
Моя позиция очень проста. В 2015 году в Берлине состоялась премьера «Под электрическими облаками». Этот фильм начался с диалога о глобализации и о том, что глобализация не спасет нас от большой войны. Многие спрашивали, что я имею в виду.
Я ответил тогда, что возникло абсолютное непонимание между двумя сторонами, сделавшее невозможным какой-либо диалог или урегулирование. Это привело бы к войне. Трагедия, которая происходит сейчас, является результатом десяти лет отсутствия попыток диалога между Западом и Россией. К сожалению, эта война была предсказана.
Российские фильмы и режиссеры были отстранены от участия во многих кинофестивалях с начала войны в Украине. Что вы чувствуете при этом?
Россиян также исключили из международного спорта. Музыканты также под запретом. И кинематографисты. Это полная глупость, потому что культура должна поддерживать диалог.
Некоторые вещи, которые произошли, были действительно удивительными. Мой предыдущий фильм «Домашний арест» был показан в Каннах на «Особом взгляде» в 2021 году, и он был [made] Однако без господдержки [included] Французские средства на MK2 были отклонены последующими фестивалями. Концерты были отменены в последнюю минуту.
Мы ответили: «Если вы не хотите смотреть этот фильм, не смотрите». Но русскую культуру отменить невозможно. Русское кино, русская литература и русская музыка существуют и без нас. [attending festivals].
Исторически сложилось так, что появилось большое количество фильмов. [celebrated Polish director] Андрея Тарковского никогда не показывали на международных фестивалях. Самые важные фильмы, которые снял мой отец [Aleksey German] Его никогда не показывали на фестивалях, является ли это отражением его качества?
Однако рано или поздно нам придется перезагрузиться [East-West] диалог. Культура – первый инструмент для этого.
Вы понимаете исключение «Воздуха» из большинства зарубежных фестивалей из-за его финансирования российским государством?
Я начал снимать фильм «Воздух» в 2018 году. [before the beginning of the war in Ukraine in 2022].
Но в любом случае за 80% кинопроизводства в моей стране стоит государственная поддержка. Без него практически невозможно снимать фильмы. Есть самостоятельные проекты, но их очень мало. Мы рассматриваем отмену [of Russian works] В качестве издевательства. Мы не думаем, что это правда. Но Европа так решила.
Не встанете ли вы на сторону российского государства, продолжая производство патриотического военного фильма в условиях живого конфликта?
Тема моего фильма — высокая цена, которую Советский Союз заплатил за победу. Во-вторых, у меня есть обязательства перед участвующими людьми — актерами, съемочной группой и финансистами — завершить то, что я начал. Я благодарен всем этим людям за поддержку. Я не мог предать всех этих людей, остановиться и винить в этом меняющиеся обстоятельства. третий, [during all this process] Никто не заставлял меня что-либо менять в моем фильме. Цензуры не было.
Вы когда-нибудь задумывались о прекращении производства фильма?
Нет, но определенно были моменты, когда мы не были совсем уверены, что сможем закончить это.
Она говорила, и это показано в фильме, об огромных человеческих жертвах войны. Но он фокусируется только на русских потерях и очеловечивает только одного немецкого истребителя. почему это?
Может быть, у нас другое мировоззрение, другая точка зрения, чем у европейцев. Во время Второй мировой войны, с 1941 по 1943 год, Россия вела борьбу за выживание. Люди были жестокими. Только в блокаде Ленинграда погибло миллион человек. Я фотографировал войну. Речь идет о ненависти. Об убийстве других, чтобы выжить. Я не говорю, что это хорошо.
Как режиссер, ты должен оставаться в хорошем настроении, быть на поле боя со своими актерами, смотреть и снимать эту борьбу за выживание и то, как люди становятся убийцами. Если вы ищете истинного представительства, вы не можете просто переосмыслить и принять точку зрения другого. Я не думаю, что мне нужно предлагать другие точки зрения в данный момент. Настроение было уже мрачным. трагический.
Более того, мой первый фильм «Последний поезд» был о немецком враче во время Второй мировой войны. В данном случае это продемонстрировало очень немецкую точку зрения. Я понимаю, что в эти дни между Францией и Германией царит мир и что это чудесный новый мир. Но, возможно, мы [Russia] Не Европа. мы [the Soviet Union] Мир потерял во Второй мировой войне 27 миллионов человек, и это число может достичь 35 миллионов, потому что Советский Союз решил уменьшить официальное число жертв. Это число в шесть раз превышает количество Холокоста.
В фильме несколько раз появляется фраза: что важнее, нация или личность. Учитывая то, что вы только что сказали, можете ли вы подробнее остановиться на этих идеях?
Моё мнение, как я сказал в фильме, таково, что они имеют равный вес в России.
К такому выводу персонаж приходит, когда его спрашивают во второй раз. В первый раз вам сложно получить ответ.
Вот почему Россия – огромная и сложная страна. У нас большое разнообразие. Он очень консервативен и очень патерналист. Россия почти всю свою историю находилась в состоянии войны. Мы постоянно параноики. Единственное, что объединяет эти огромные земли и это огромное количество людей, — это баланс между личными интересами и интересами государства или национальными интересами.
Когда часть государства становится слишком большой, мы получаем трагедию, подобную сталинизму. Когда государственная часть слишком слаба, мы начинаем убивать друг друга, как бандиты. Россия для меня интереснее и, возможно, важнее других тем. Я пытаюсь понять Россию, но Россия не всегда меня понимает. Я все еще пытаюсь это понять.
Может быть, именно постоянная война объединяет эту огромную страну?
Если вы заставите меня сказать, как я вижу вещи, я действительно это сделаю. Никто не хотел этой войны [in Ukraine]. Но если спросить простых людей России, 80% скажут, что причиной этой войны стало НАТО.
Когда я говорил о «Под электрическими облаками» в Берлине в 2015 году, я разговаривал с журналистами из нескольких стран и предупредил их. Но никто этого не опубликовал. Страна имеет кровавую историю, насчитывающую сотни лет. Я не говорю, что мы не вторгались в другие страны. Мы сделали. Но и нас оккупировали.
Наша паранойя имеет очень глубокие корни. Исторически мы не доверяем Западу. Вы правы, что война может объединить людей, но я еще раз говорю, что никто не хочет этой войны. Это произошло очень внезапно. Чтобы избежать трагедии, мы должны попытаться понять друг друга. К сожалению, мы утратили способность к диалогу. Мы даже потеряли общий словарный запас.
Мы все на одной планете. Мы не можем уйти друг от друга: Россия от Европы или Европа от России и США. Я не думаю, что Россия расколется на множество мелких стран. Я верю, что Европа также останется единой.
Был ли рассказ этой женщины для вас способом обсудить войну в целом или вас особенно интересовала роль женщин-воинов во Второй мировой войне?
Роль женщин на войне обсуждается нечасто. Это неправда, поскольку с советской стороны официально участвовало не менее 800 000 женщин. Реальных цифр у нас до сих пор нет. Зачастую женщин-пилотов не узнавали, поэтому их страшная потеря не обсуждалась. Мне было интересно показать маленьких девочек в роли пилотов. Многие умерли. Интересно показать, как нежность превращается в жестокость, а женщины — в убийц.
В фильме и в этой беседе обсуждаются расхождения между разными источниками информации. Что вы пытаетесь сказать по этому поводу?
Естественно, все это воспринимается как пропаганда с другой стороны. Но помните: в архивах Советского Союза действительно большой беспорядок. Многое из этого потеряно. В результате мы до сих пор спорим о Второй мировой войне – погибло ли в ней 27 миллионов или 35 миллионов.
Она также отметила, что поначалу государственные СМИ не признавали боевиков. Но позже в фильме они становятся знаменитостями на первой странице каждой советской газеты..
Да, именно это и произошло.
Пожалуйста, опишите технику, использованную при создании фильма, наполненного захватывающими воздушными сражениями крупным планом, которые выглядели чрезвычайно реалистично.
С самого начала у нас была амбиция сделать что-то такое же потрясающее, как Дюнкерк, но по цене в 12 раз дешевле. Возникли огромные технические трудности, поскольку настоящие самолеты времен Второй мировой войны отсутствуют. Я не вижу, чтобы кто-нибудь в Европе или Азии использовал технологии, которые мы придумали. Мы использовали компьютерную графику. Мы использовали модели самолетов. Мы снимали в воздухе, иногда используя небольшие спортивные самолеты для съемки собачьих боев, а затем меняли кадры кадр за кадром.
Также мы спроектировали и построили внутри студии специальный механизм, позволяющий поднимать актеров и их самолеты на 10–12 метров в воздух, и снимали это с использованием технологий виртуального производства перед светодиодными экранами. Это означает, что когда вы видите Землю с воздуха, она реальна. А когда самолеты сотрясали взрывы, это была не компьютерная графика.
Что делать дальше?
Я еще не решил, что будет с моим следующим проектом.
(Это интервью было отредактировано для ясности и краткости.)
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия