Через несколько дней после того, как 24 февраля Россия вторглась в Украину, президент России Владимир Путин начал крупнейшее со времен СССР подавление свободы слова и инакомыслия. Новые законы объявили преступлением публикацию любой информации, противоречащей официальным заявлениям правительства, включая отчеты о нападениях России на мирных жителей Украины или подробности гибели российских солдат. Протест или написание независимых отчетов о войне — или даже называние войной того, что Путин назвал «специальной военной операцией», — наказывается лишением свободы на срок до 15 лет.
Несколько внештатных российских журналистов бежал из страны Многие торговые точки, в которых они работали, были закрыты. В новом документальном фильме FRONTLINE Война Путина домаРежиссер и продюсер Джеспин Мухаммед и продюсер Василий Колотилов рассказывают истории шести активистов и журналистов, которые все еще работают в России вопреки новым путинским законам.
Джеспин, проживающий в Лондоне, и Василий, россиянин, снимавшийся в этой стране, рассказали FRONTLINE о процессе создания документального фильма в стране, враждебно настроенной к независимой журналистике, и о рисках для их источников при обмене опытом. Говоря о кампании, Гебин сказал:Война Путина дома Это действительно та история, которую Путин не хочет рассказывать».
Это интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.
Когда вы впервые начали работать над документальным фильмом? Что побудило вас сосредоточиться на противодействии войне внутри России?
бровь: Проект стартовал сразу после начала войны. Когда разразилась война, предполагалось, что Россия погружается в полный авторитаризм, где инакомыслие больше не допускается. Было ясно, что весь мир смотрит на Украину, а из России начала поступать ограниченная информация о том, что происходит внутри России после 4 марта. Принят закон о «фейковых новостях». Произошел своеобразный исход журналистов из России. Учитывая отъезд всех этих журналистов и подавление независимых СМИ в России, мы сочли важным пролить свет на то, что происходит с людьми в стране, которые продолжают выступать против войны.
Какие самые трудные решения вам приходилось принимать, когда вы решали, когда запечатлеть момент, а когда это было рискованно?
Василий: Что ж, это был самый опасный момент с персонажами, которым пришлось уйти из фильма. В конце концов, они сказали, что слишком боялись говорить публично о том, что они делают, потому что боялись попасть в тюрьму сразу после выхода фильма. У других всегда было такое ощущение, что в любой момент, в любую минуту можно попасть в беду.
«Люди могут оказаться в тюрьме на срок от 10 до 15 лет за публичное выступление против войны, и я думаю, что это создало атмосферу, в которой люди очень боятся сказать то, что они хотят сказать».
лоб Мухаммеда
бровь: Я никогда не работал над фильмом, из которого выбыло так много участников. Я снимал фильмы в других репрессивных странах, таких как Иран и Гонконг, и я не оставил многих людей позади из-за страхов. Но я думаю, это показывает, в какой степени российское государство сейчас создает этот страх. Люди могут оказаться в тюрьме на срок от 10 до 15 лет за публичное выступление против войны, и я думаю, что это создало атмосферу, в которой люди слишком боялись сказать то, что хотели сказать.
Как, по-вашему, эта атмосфера страха менялась в процессе производства?
Василий: Похоже, становилось все хуже. Если вы посмотрите на хронологию протестов, то после 24 февраля протесты были. По российским меркам их можно назвать массовыми протестами. Но за две недели уменьшилось. Однако в апреле можно было увидеть некоторых антивоенных артистов, активистов, устраивающих живые выступления. Так продолжалось до мая, а потом почти все перестали что-либо делать, потому что видели, что происходит с людьми, которые на самом деле разоблачали себя и принимали меры. Все началось снова в сентябре, когда была объявлена мобилизация, а затем разразился очередной вихрь репрессий.
Гесбин, я работал над другими проектами для FRONTLINE, которые касались жесткой слежки и подавления свободы слова. Была ли ваша работа над предыдущими документальными фильмами источником вдохновения для этого процесса?
бровь: Да, я сделал, в частности тайный Китай. Это, безусловно, привело к идентификации обоих протоколов безопасности, а также к пониманию того, как устроено российское общество. Когда мы начинали этот проект, возможно, по наивности, у меня был план подать заявление на получение визы, на что мы уже обращались, но ответа от посольства России в Лондоне не получили. Очень быстро после разговора с нашей русскоязычной командой, кто в России, кто за границей, мы поняли, что единственный способ сделать этот фильм — это снимать без официального разрешения российского государства. Я обнаружил, что пишу очень похожую оценку риска, которую я написал для тайный Китай И я понял, что Россия стала авторитарной страной, как Китай.
Каковы некоторые из этих протоколов безопасности?
бровь: Всегда есть какая-то массивная краткость о том, какие законы в той стране и как они разрабатываются. Мы всегда осознаем, что не можем полностью устранить риски, но делаем все возможное, чтобы минимизировать риски. Вы можете сделать это только в том случае, если все осознают риски. Один из первых разговоров с Василием, который смело взялся за эту работу, был о рисках и о том, хочет ли он этим заниматься.
Елена и Ольга, две российские журналистки из Сибири, у которых я взял интервью, продолжали сообщать об убийствах российских солдат на Украине даже после того, как правительство закрыло их сайт. Что вы думаете о том, чтобы вдохновить их на продолжение репортажей?
бровь: Ольга и Елена, два вдохновляющих журналиста, которые работают в обществе, где их журналистика нежелательна и угнетена. Они очень мотивированы правдой. Самый большой эффект [of the war] Понятно, что не в России, а в Украине, но о влиянии они могут сообщить только в России. Но в итоге они увидели, что большая часть бойцов, которых отправили в Украину из России, были из их региона. И они стремятся покрыть человеческие издержки войны — войны, которую они не считают справедливой в принципе. Как говорится в фильме, власти хотят дать понять, что россиян это не касается. Но то, как они это видят, это то, что он проник в каждый дом и, по сути, затрагивает всех.
Василий: Также в таких регионах, как тот, в котором они живут, в Сибири, все происходящее гораздо понятнее. Они могут видеть своими глазами. В начале войны Россия отправляла большое количество солдат из Сибири и Прибайкалья.
К концу документального фильма Роман, профессор, родители которого живут в Никополе, Украина, все еще опасается за свою безопасность. Где сейчас Роман и его родители?
Василий: Они все еще там, потому что родители Романа, и особенно его отец, не хотят переезжать. Они говорят: «Ну, мы прожили свою жизнь». Также много логистических проблем с их вывозом из Украины. Роман очень переживает по этому поводу. Он звонит им, я думаю, каждый вечер или каждый вечер.
Истории всех наших персонажей в чем-то трагичны. Но я думаю, что римляне и Соня Они самые трагичные, потому что они ничего не могут сделать; Они никак не могут изменить ситуацию.
Читать далее: Я расклеивал антивоенные плакаты в российском продуктовом магазине. Теперь ей грозит до 10 лет лишения свободы.
Роман, ученый, который был счастлив преподавать студентам Аристотеля, право и классическую логику, был исключен из университета. Против него было возбуждено уголовное дело. Его жизнь только что была разрушена, а его родителей бомбят и бомбят каждый день.
бровь: Ему очень грустно, потому что он не знает, когда сможет увидеть их снова.
Василий: В принципе, он ничего не может с этим поделать. У них нет желания никуда идти. И он не может просто убедить их. Он просто не может заставить своих родителей уйти. Я думаю, что он плохо себя чувствует.
Василий, когда объявили частичную мобилизацию, какова была ваша реакция и как вы планировали, как она на вас повлияет? Планируете ли вы продолжать освещать войну?
Василий: Я не планировал. Я только что покинул страну. Я уже был в Питере в это время на финальной фотосессии с Соней. Я просто взял свою сумку, сел на первый же поезд в Москву, собрал еще одну сумку и просто получил билет на дорогу и той же ночью уехал. Было не совсем понятно, что должно было случиться. Больше всего я боялся, что они закроют границы. Другое дело, что было непонятно, кого они будут митинговать.
Конечно же, я хочу и дальше сообщать о происходящем в России из-за рубежа. И если будет возможность делать больше историй внутри России, я это сделаю, если смогу вернуться.
«В России все еще есть люди, которые пытаются противостоять режиму, пытаются сделать так, чтобы их голоса были услышаны, пытаются рассказать внешнему миру о том, что происходит внутри страны».
Василий Колотилов
бровь: Вы так легко говорите, что только что уехали из России. Мы искали билеты около 12 часов. Все билеты были распроданы, и они шли туда, я не знаю, во сколько раз поднялась цена, потому что в то же время было много других людей, пытающихся выехать из России.
Чего хотят американские зрители? Война Путина дома взять его?
Василий: С моей стороны, просто чтобы люди в Америке видели и знали, что не все русские одинаковы. И в России до сих пор есть люди, которые пытаются противостоять режиму, пытаются сделать так, чтобы их голоса были услышаны, пытаются рассказать внешнему миру о том, что происходит внутри страны.
бровь: я так думаю Война Путина дома В некотором роде это связано с уникальным моментом в истории и развитии России. Очевидно, особенно в Америке людей беспокоил растущий авторитаризм Путина. Но я думаю, что здесь запечатлен тот уникальный момент в истории, когда оппозиция почти полностью разгромлена, не полностью, но почти полностью. Россия является одной из крупнейших экономик мира. И сейчас у нас есть две очень большие экономики, Китай и Россия, которые имеют такую форму управления. И я думаю, что этот фильм отражает тревожную тенденцию в мире, когда некоторые страны с огромной экономической мощью перенимают эту модель правления и тирании.
«Первопроходец в социальных сетях. Музыкальный наркоман. Злой студент. Интроверт. Типичный любитель пива. Экстремальный веб-ниндзя. Телевизионный фанатик».
More Stories
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия
Фильмы по сказкам о принцессах, снятые в России
Общественная вещательная корпорация Онтарио не будет транслировать документы о российских солдатах из-за протеста TIFF