28 марта, 2024

SolusNews.com

Последние новости

Русский нерусский год на Каннском кинофестивале

Русский нерусский год на Каннском кинофестивале

Каждый год на Каннском кинофестивале преобладают определенные темы с определенной политической направленностью. Темой этого года было вторжение России в Украину.

Обсуждения и разногласия начались, когда в основной конкурс вышел фильм «Жена Чайковского» российского режиссера Кирилла Серебникова.

Анисска Холланд, президент Европейской киноакадемии, раскритиковала фестиваль за отсутствие жесткой позиции в отношении России. Польский режиссер призвал к всеобъемлющему бойкоту российской культуры, заявив: «Если бы я зависел, российские фильмы не были бы включены в официальную программу фестиваля».

Она добавила, что вся русская культура, даже классика восемнадцатого века, должна быть пересмотрена, потому что все они являются продуктом «российской имперской агрессии». Некоторые украинские продюсеры призвали «стереть все русское», потому что «хороших русских сейчас нет».

Однако директор фестиваля Тьерри Фремо остался равнодушным к этим аргументам. «Мы всегда должны отделять художественную карьеру Канн от коллективных и политических проблем во всем мире». По той же причине он не настаивал на переименовании вступительного фильма «Z» (произносится «Зомби») режиссера Мишеля Хазанавичюса, несмотря на ходатайства, считая, что решение должен принимать сам режиссер. (Хазанавичюс переименовал свою фотографию в «Final Cut» незадолго до фестиваля.)

С другой стороны, фестиваль предоставил трибуну Президенту Украины во время церемонии открытия.

Сцена из спектакля «Жена Чайковского».
Предоставлено фильмом Хайп

Официально запрещенный в русской культуре, он появился повсеместно. Музыка Чайковского сопровождала открытие фестиваля и первую прогулку по красной дорожке. Фильмом открытия двухнедельника режиссера стал фильм Пьетро Марчелло «Алая» по классическому русскому роману Александра Грина. В фильме «Les Amandiers» Валерия Бруни-Тедески вернулась в молодость — она показала, как выпускники Нантерского театрального училища исполняли «Платонова» Антона Чехова.

Русская культура время от времени появлялась в сатирической форме, как в этом году в «Золотой пальмовой ветви» Робина Остлунда «Треугольник печали», где российские олигархи изображены на роскошной яхте — с женой и любовницей — и цитируются Маркс и Ленин.

READ  Калининград стоит в Европе у съемок российских фильмов

Некоторые кинематографисты испытывали ностальгию по старым добрым временам. На пресс-конференции «Время Армагеддона» американский режиссер Джеймс Грей сказал: «Невозможно смотреть на мир таким, каким он устроен в настоящее время, по крайней мере, на западный мир — по крайней мере, на мой собственный».

И продолжил: «Я не афиширую коммунизм советского образца, я ездил в Советский Союз в 1984 году. Он был полностью сломан, но у вас по крайней мере другая система. Сегодня рынок. Рынок — это Бог».

Дрезден в Лознице "Естественная история разрушения"Предоставлено Прогресс Фильм
Дрезден в «Естественной истории разрушения» в Лознице
Предоставлено Прогресс Фильм

Не все остались довольны. Украинский режиссер Сергей Лозница привез в Канны свой новый документальный фильм «Естественная история разрушения» о бомбардировках городов Германии британскими и американскими самолетами во время Второй мировой войны и систематическом и беспричинном уничтожении мирного населения. Поддерживая бойкот русской культуры, Лозница выступал против ее полного запрета. Его украинские соотечественники откликнулись на требование бойкотировать такие его фильмы, как «Донбасс», «Майдан» и «Бабий Яр» — фильмы, которые ранее бойкотировались в России. Его также исключили из Украинской киноакадемии.

Когда Лозница получил французскую премию в области культуры, он сказал по-русски: «Я обращаюсь к вам сейчас на своем родном языке, на котором я говорю в своем родном городе Киеве с детства … современная Украина — многонациональная и мультикультурная страна. бойкот русскоязычной культуры — что для Украины достижение и богатство — устарело и уничтожено».

Перед войной международный статус русского кино был выше, чем когда-либо. Каннский кинофестиваль отметил не только именитых режиссеров, таких как Андрей Звягинцев и Кирилл Серебников, но и новичков, таких как Кира Коваленко, завоевавшая главный приз на втором по значимости конкурсе «Особый взгляд» за фильм «Разжимая кулаки» в прошлом году. Еще один проект совместного производства с Россией, «Комната № 6», получил главный приз. Но глобальная реакция на войну сразу отрезала Россию от международного киносообщества.

READ  Фильм раскрывает дипломатические усилия Макрона на фоне войны в Украине

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в Каннах присутствовало всего несколько представителей российской киноиндустрии — примерно десятая часть того числа, которое приехало в прошлом году. Они пытались заключить сделки на рынке труда Marché du Film. Один из директоров сказал The Moscow Times: «Когда общение между странами прекращается, оно остается между людьми».

Российские кинематографисты понятия не имели, что ждет российское кино в будущем. Некоторые опасаются, что это восходит к советской эпохе кинопроизводства. С другой стороны, в российском кинематографе может появиться отколовшаяся ветвь, например фильмы Серебренникова. Он уже работает над своими новыми проектами, биографией русского писателя Эдуарда Лимонова и историей жизни кинорежиссера Андрея Тарковского. Его постановка «Черный монах» по роману Антона Чехова откроет в июле старейший театральный фестиваль в Авиньоне.

Предоставлено Каннским кинофестивалем.
Предоставлено Каннским кинофестивалем.