Колонка режиссера фильма «Святитель» о патриархе Гермогене — о перспективах российского кинематографа
На прошлой неделе состоялась премьера казанского фильма святителя о мученике Ермогене. Среди множества зрителей были митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Татьяна Ларионова. Для «Реального времени» Барикин написал колонку, в которой размышлял о том, что это значит для отечественного кино.
«Местное кинопространство невероятно изменилось»
Почему это возможно сейчас? Потому что мир изменился. Местное кинопространство невероятно преображается.
В последнее время в российском кинематографическом сообществе произошли тектонические сдвиги. Дело не только в уходе Голливуда из проката и отъезде известных артистов за границу: происходит глобальное изменение мировоззрения, происходит смена парадигм. Для широкой аудитории, которая ходит в кинотеатры или смотрит фильмы в интернете, это пока непонятно. Но для тех, кто внутри индустрии, в движении фестивалей, работает в системе дистрибьюции, сейчас происходят мощнейшие события, земля трясется, извергаются вулканы, меняются континенты. Как и окружающий политический ландшафт, мир кино меняется, и другим он уже не будет.
Полгода назад мир кинозвезд, продюсеров и фестивалей для неискушенного зрителя казался бардаком в Instagram, где все взаимодействуют друг с другом ради денег и славы. По сути, киносообщество разделилось на два непримиримых лагеря, один из которых явно доминирует и ставит условия другому. Разделитель между ними находился по линии «религия» — «патриотизм» — «отношение к России».
В первом лагере, долгие годы считавшемся господствующим в стране, аксиомы были ясны. Россия — отсталая, тоталитарная страна, из которой надо выбираться. Патриотизм — ругательное слово. Победа в Великой Отечественной войне — позорная тема, от которой рот скривится. Религия — ложь. Церковь — враг. Священники злы и коррумпированы. Достоевский, Чайковский и Суворов — позорная пропаганда. По традициям девятнадцатого века этот лагерь можно назвать «западниками», и почти все входящие в него персонажи непредвзяты и порой яростно антицерковны. К этому лагерю принадлежит большинство известных кинокритиков, самые известные режиссеры фестивалей, многие продюсеры, организаторы фестивалей. И, конечно же, этот лагерь доминировал почти во всех влиятельных изданиях и интернет-ресурсах о кино. Вообще это очень сильная хватка, и главная ее сила в том, что она может полностью контролировать общественное мнение, определяя, какие фильмы модные, современные и какие в кино правильные, а какие нет.
Второй лагерь можно назвать «любителями славян», и к нему, за очень редким исключением, относятся верующие. Это тоже достаточно сильное сообщество, в котором много государственных чиновников, депутатов или, например, руководителей государственных телеканалов. А вот известных славянских кинокритиков, блогеров, обозревателей YouTube или кураторов интернет-порталов назвать очень сложно: вся медиасфера кинематографа всегда находилась под контролем прозападных сил. Кстати, Министерство культуры России охотно работало с обоими лагерями, ежегодно поддерживая деньгами фильмы, выставляющие Россию и Церковь в самом негативном свете.
Либо ты поливаешь грязью свою страну, либо становишься изгоем западного киносообщества.
Почему прозападный лагерь смог занять лидирующие позиции в сознании россиян? Сегодня часто можно услышать, что это хитрая работа западных спецслужб, влияние иностранных агентов и тому подобное; Кроме того, уже давно не секрет, что алгоритмы Facebook, Instagram и Youtube тормозят продвижение пророссийских проектов и ускоряют развитие антироссийских. Однако, на мой взгляд, есть две естественные причины. Во-первых, российский рынок кинопроката уже много лет принадлежит и контролируется американцами; Соответственно, точка зрения, отражавшая взгляд Америки на Россию, автоматически стала доминирующей в киноиндустрии. Во-вторых, самые влиятельные фестивали мира, западные, конечно, в последние 30 лет делали ставку на фильмы, в которых Россия выглядела отвратительно. Я думаю, они сделали это не ради нас самих, а потому, что искренне считали, что наша страна такая, грязная, загаженная, несчастная, что это единственная правда о России. Соответственно, если вы хотите быть критиком, фестивальным сборщиком или модным директором, у вас нет выбора: либо давить на свою страну, либо становиться изгоем западного киносообщества.
В результате к концу 2010 года прозападный кинолагерь полностью доминировал в медийной и идеологической сфере. Они смогли добиться того, чтобы фильмы, показывающие Россию в черном, стали считаться высоким искусством, их режиссеры получали дипломы и статуэтки на фестивалях, а актеры этих фильмов тут же становились звездами и блогерами-миллионерами. Наоборот, любой фильм, дополняющий Россию, назывался пропагандой по заказу, а его авторов — избалованными.
Но особая тема, наиболее острая, — это, конечно, христианство. Ненависть и отвращение к православию, к духовенству и вообще к верующим возведены в культ и проявляются весьма творчески. Уже стало мемом, кочующим из фильма в фильм, когда толстые и непривлекательные священники закатывают рукава своих ряс и смотрят на свои золотые часы – Ролексы, Бреге, Патек-Филиппы. Кстати, «западники» не очень симпатизируют исламу и мусульманскому духовенству.
Наоборот, жесточайшим нападкам подвергаются любые фильмы, несущие противоположные ценности – пророссийские, прохристианские, пропатриотические.
Прозападное киносообщество уже давно практикует культуру призыва к выдворению «чужих» с особой жестокостью. Я слышал от нескольких известных актеров, что они попали в списки фэшн-продюсеров и кинофестивалей, потому что открыто выражали пророссийскую позицию в социальных сетях. Самая яркая история случилась с Юрием Быковым, который был принят прозападным киносообществом после фильмов «Дурак» и «Мажор» и раскрыл ему свои объятия. Но когда он снимал «Спящих», где было полноценный фильм «Не то, что должно быть», над Юрием издевались, с чем он плохо мирился.
«Я действительно начинаю сомневаться: может, я окаменел, застрял в прошлом, за миром?»
Лично я уже много лет ощущаю это противостояние. Я верующий человек и иногда снимаю фильмы на православные темы. Кроме того, я очень люблю свою страну, с детства гордилась победой наших солдат над нацизмом, хожу в Бессмертный полк и храню дома ордена дедов, прошедших всю войну. Наконец, я никогда не хотел и теперь не хочу никуда «выезжать из страны», хотя объездил почти всю Европу и много времени провел в Америке.
Многие годы я чувствовал себя представителем какого-то маргинального круга в мире большого кино. Ведь я «из тех» — снимаю православные сюжеты, вообще люблю Россию, а не настоящий режиссер. . Я всегда привык к тому, что православным фильмам, особенно документальным, не место в прокате, в кинотеатрах: ведь существуют DC и Marvel, в лучшем случае в России, а на самом деле диснеевский фильм «Последний рыцарь» .
И самое страшное, что я уже начинаю сомневаться: может, я окаменел, застрял в прошлом, за миром? Что мои фильмы неактуальны, что они никому не нужны, что весь мир перешел на западные ценности и отказался от христианского мировоззрения и больше не вернется? Меня настолько захлестнули эти сомнения, что я на несколько лет перестал посылать свои фильмы на фестивали.
И вдруг, с наступлением украинских событий, в российском кинематографе стали происходить удивительные события. Во-первых, с нашего рынка добровольно уходят голливудские собственники в мире российского кино. А во-вторых, из России уехали все основные инфлюенсеры, которые на долгие годы превратили отечественный кинематограф в антироссийский и антихристианский. В этот момент, словно в центре внимания, они стали видны как единая, организованная группа, и все вдруг осознали очевидное: это была гениальная сеть нужных людей, расставленных в нужных местах — в СМИ, в офисе. , на фестивалях, ресурсах Интернет. Самое главное, что их было немного; Даже удивительно, что такое небольшое количество личностей может создать против своей страны целую культурную индустрию.
Что за муть на нас наброшена, что за магия? С какой стати мы презираем фильмы о подвигах наших воинов в Великой Отечественной войне? Почему американцы могут снимать «Спасти рядового Райана», это круто, а мы не можем снимать «Брестскую крепость», потому что это позор? Почему космос США выглядит как «Гравитация», а космос России — как «Бумажный солдат»? Почему «межзвездное» произведение искусства, пропаганда «эпохи первопроходцев»? Почему вымышленный Брэд Питт убивает в своих фильмах Гитлера — это прекрасно, и мы не имеем права гордиться Достоевским, Толстым, Менделеевым и Суворовым, хотя они жили на самом деле? Наконец, почему бы не уважать нашу веру и традиции и не чтить наших святых?
Когда я заканчивал свой фильм «Святитель» о патриархе Ермогене, мне предстоял довольно печальный путь: казанская премьера, два православных фестиваля и YouTube, набравший 60 тысяч просмотров. Потому что в прежней российской действительности у национальной православной пристани не было другого выхода. Но тут начало происходить невероятное: мне начали звонить кинотеатры и прокатчики и говорить, что мой фильм о Гермогене надо пустить в федеральный прокат, потому что его хотят посмотреть миллионы людей, и что крупнейшие кинотеатры и телеканалы в интернете готовы. чтобы показать это. Несколько площадок в Москве предложили мне большое первое выступление в Москве. Я даже получил приглашение представить фильм в Госдуме перед депутатами.
что случилось? Меняется страна, меняется мир. Ядовитая пелена, которая была перед глазами людей, пала, и сами отравленные бежали, бросив свои сияющие пятки. Давайте любить и гордиться нашей страной, и гордиться ее сыновьями, ее святыми и ее достижениями, прошлыми и настоящими. Чтобы гордиться победой в войне, гордиться тем, что мы первыми создали таблицу Менделеева и систему Станиславского, русские написали «Войну и мир», «Вишневый сад» и «Братьев Карамазовых», «Лебединое озеро». » и «Борис Годунов».
И однажды мы вновь гарантируем на мировых фестивалях, что приветствуют не «Рядом», «Левиафана» и «Мажора», а «Войну и мир», «Москва слезам не верит» и «Летят журавли».
Алексей Барыкин
ссылка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
More Stories
Эндрю Гарфилд рассказывает о праздновании фильмов в условиях российско-украинской войны; «Это странно, но…»
Кинофестиваль в Торонто отменил показ фильма о российской войне из-за угроз
В России никто не смеется над романом Яннуччи «Смерть Сталина». Россия